Сегодня  Суббота, 18.05.2024, 09:14
Гость | "Гость"      
Главная Мой профиль  Регистрация Выход                                                                                                     
                                                                                                                                                                СПЕЦИАЛИСТУ     ССЫЛКИ     КОНФЕРЕНЦИЯ

SCHOOL

ПРОГРАММА ПРОЕКТА. СТУПЕНИ 1-3

 

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

05.04.14 – Практическая психология (основы психоанализа; фрейдизм и неофрейдизм; гештальт-психотерапия).

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ОСНОВЫ ПСИХОАНАЛИЗА

Нередко психоанализ, основной объект исследования кото­рого - сфера бессознательного, воспринимается непрофессиона­лами, запомнившими в основном заголовки книг Фрейда «Толкование сновидений», «Тотем и табу», «Я и Оно» и др., как нечто мистическое и таинственное, а сам Зигмунд Фрейд - чуть ли не как великий шаман и провидец. Нет ничего дальше от истины!

З.Фрейд постоянно подчеркивал, что является последователь­ным детерминистом, то есть утверждал, что любое самое непо­нятное психическое состояние и поведение имеет в своей основе совершенно материальную причину, найти которую и есть глав­ная задача психоаналитика. Именно нахождение этой вполне ма­териальной причины является, по мнению З.Фрейда, необходи­мым условием для начала кропотливой и длительной процедуры избавления клиента от угнетающих его состояний, нерациональ­ных моделей поведения и неврозов.

Главной заслугой Фрейда считается то, что он ввел в науку по­нятие бессознательного, причем не как мистическую и не под­дающуюся изучению и контролю категорию, а как сферу, изучае­мую и управляемую не прямыми, а косвенными методами, целую систему которых он разработал и уточнял в течение успешной многолетней практической деятельности.

Фрейд условно подразделяет психику человека на сознание, предсознание и бессознательное.

Именно в бессознательном он видит основные побудительные силы развития личности и ее проявления в психических состояниях и поведенческих реакциях, здесь скрыты главные ресурсы пси­хической энергии, инстинкты и потребности, продуцирующие (часто в скрытой форме) истинные мотивы поведения, в том числе нерационального, невротического.

При этом Фрейд выделяет (и это один из основных объектов критики со стороны оппонентов) два основных инстинкта: либи­до, включая сюда главным образом инстинкт продолжения жиз­ни и стремление к сексуальному удовлетворению, и мортидо -стремления к смерти, агрессии и разрушению (в том числе само­разрушению).

Фрейд выделяет в структуре личности: Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я).

Первая (нижняя) часть этой структуры - Ид - почти полностью бессознательная. Она состоит как из тех инстинктов и побужде­ний, которые никогда не осознавались, так и из тех, которые в силу их неприемлемости для данной личности оказались вытес­ненными из сознания, причем настолько прочно, словно их нико­гда в сознании и не было. При этом, как считает Фрейд, в Ид не входят морально-этические компоненты, несмотря на то, что вы­теснение каких-то моментов из сознания в Ид было вызвано имен­но их морально-этической неприемлемостью. Говоря словами Ницше, Ид находится «по ту сторону добра и зла», не различая их.

Вторая (средняя) часть структуры личности - Эго - занимает промежуточное положение между полностью бессознательным и сверхсознательным, то есть, с одной стороны, следует бессозна­тельным инстинктам и побуждениям, а с другой стороны - подчи­няет эти побуждения требованиям реальности.

Можно сказать, что Эго (Я) - центральная часть личности как биологического и одновременно социального существа, контролирует и направляет произвольное поведение человека, примиряя биологические инстинкты и социальные требования.

Эго является как бы социально-биологическим регулятором личности, стремясь в социально допустимой мере удовлетворить свои биологические потребности, а в случае невозможности сде­лать это - стараться ослабить их напряжение на рациональном, а иногда и на неосознанном уровне.

Третья (высшая) часть структуры личности - Супер-Эго (Сверх-Я) содержит морально-этические эталоны, позволяющие Эго (Я) оценивать свои поступки и намерения с точки зрения, «что такое хорошо и что такое плохо», является идеалом строго­го, но справедливого наставника, советчика, судьи.

Эго не всегда слушается этого наставника, но оно в этих случа­ях знает, что поступает плохо, неправильно, и в глубине души стыдится этого, даже если пытается обмануть себя и других, оп­равдывая свои действия, слова и мысли. То есть неприемлемые с точки зрения Супер-Эго, но истинные мотивы вытесняются в бес­сознательную или предсознательную сферу, но не исчезают пол­ностью, а залегают там, как мины замедленного действия, всегда готовые начать свою разрушительную работу.

Именно такое вытеснение или подавление неприемлемых для Супер-Эго, нежелательных с точки зрения Сверх-Я мотивов - один из краеугольных камней теории и практики классического психоанализа - также стало важнейшим понятием.

Выявление этих мотивов как истинных причин, вызывающих фрустрации и неврозы, доведение их до сознания клиента и после­дующая работа по их устранению или коррекции является стрежне­вой линией не только психоанализа, но и любого направления и метода современной классической психотерапии, в том числе тех из них, которые во многих вопросах (пансексуализма, доминирующей роли раннего детства и др.) не согласны с Фрейдом.

Представители всех психотерапевтических направлений при­нимают аксиому психоанализа о том, что Я сопротивляется осоз­нанию истинных, вытесненных из сознания, мотивов, ставших на­стоящими причинами неврозов.

Наиболее типичные пути такого самообмана, самозащиты соз­нания от «неприятной правды» выделены именно в психоанализе З.Фрейда и систематизированы его дочерью Анной Фрейд.

Агрессия

Считается, что наиболее частой поведенческой реакцией на фрустрацию является агрессия. В быту под агрессией мы подразу­меваем нападение на кого-то, разрушение внешних объектов. В психотерапии понятие «агрессия» рассматривается значительно шире. Так, некоторые авторы считают, что разрушительные дей­ствия, направленные на самого себя (саморазрушение - от само­уничижения, самобичевания вплоть до самоубийства), тоже мож­но рассматривать как вид агрессии - аутоагрессию.

Следует отметить, что в США как в быту, так и в научной лите­ратуре (здесь практика опередила теорию) термин «агрессивность» уже давно употребляется не только в негативном смысле, но часто подразумевает активное стремление к достижению успеха не только в бою или в спорте, но и в любой сфере жизнедеятельности в рамках закона, этики и традиций. Некоторые психологи и прак­тики считают полезным иногда получение заряда фрустрации, провоцирующего агрессивную энергию на преодоление препятст­вия, достижение победы.

Репрессия

Другой распространенный вариант нерационального (с точки зрения решения проблемы) выхода - репрессия (близки к этому понятия вытеснение и подавление), которая выражается в подавле­нии своих желаний, вытеснении их в область подсознания.

При этом вытесненные желания не только не приводят к из­бавлению от фрустрирующей зависимости, а становятся еще более сильными, но уже неосознаваемыми и труднее поддающимися анализу, контролю и коррекции.

Эскапизм

Термином «эскапизм» (избегание) в современной психиатрии (и в первую очередь в ее психоаналитическом направлении) назы­вается поведение, направленное на уход от фрустрирующей си­туации, на ее игнорирование. Некоторые авторы не выделяют эс­капизм в самостоятельную категорию, считая, что он является од­ним из вариантов вытеснения.

Эскапизм не следует путать с вполне рациональным уходом от занятия проблемами, которые не заслуживают трат сил и нервов, хотя эмоционально притягивают нас к себе, и мы, будучи неспо­собными оторваться от них, находим оправдания, что этот вопрос или поведение другого человека нельзя оставлять без внимания (см. рационализация).

Регрессия

Особого внимания заслуживает такая модель ухода от фруст­рирующей ситуации, как регрессия. По классической психоанали­тической терминологии регрессией называется переход под дав­лением фрустрации на упрощенную модель поведения.

Психоаналитики обычно под регрессией понимают использо­вание примитивного поведения, характерного для более ранних стадий развития индивидуума. Классическим примером этого фрейдисты считают то, что в стрессовой ситуации люди часто принимают так называемую утробную позу: подтянув колени к подбородку и обняв их руками, тем самым как бы возвращаясь к той стадии развития, в которой чувствовали себя полностью за­щищенными и спокойными.

Рационализация

Обычно рационализацию определяют как объяснение своего поведения не истинными, а оправдывающими его мотивами. Причем делается это не умышленно, истинные мотивы действи­тельно не сознаются. Неосознанной целью рационализации явля­ется снятие ответственности с себя и перенесение ее на обстоя­тельства, других людей и т.д.

Понимая или ощущая подсознательно неправильность, неэф­фективность, неэтичность, странность своего поведения, многие не могут, а то и не стремятся изменить его. И вот, чтобы прими­рить свой разум с этой нерациональностью своего поведения и неспособностью изменить его, они придумывают ему приемлемое объяснение-оправдание.

Рационализация всегда ведет к сохранению прежнего положе­ния, служит сокрытию от себя подлинных причин своих действий, а значит и делает невозможным их исправление. Выход из этого замкнутого круга возможен лишь через осознание с помощью психотерапевта истинных мотивов своего поведения.

Сублимация

Под этим термином в психотерапии подразумевается переклю­чение мыслей и (или) деятельности человека с нерешаемой (реально или по его мнению) проблемы на другую, более доступ­ную, при решении которой он компенсирует предыдущую неудачу и частично снижает фрустрацию.

Чаще всего сублимация толкает человека идти по более лег­кому пути: получив поражение от более сильного противника, удовлетвориться победой над более слабым; не достигнув успеха в трудном деле, достичь его в более легком (часто даже в ненуж­ном). Но сублимация может играть и положительную роль. Пси­хоаналитики считают, что большинство выдающихся произве­дений искусства являются результатом сублимации энергии от фрустрации, связанной с неудачами в личной жизни (чаще всего отвергнутой или потерянной любовью, неудовлетворенным по­ловым инстинктом и т.п.).

Проекция

Термин «проекция» происходит от английского слова projection и переводится на русский язык как выброс. Впервые применивший этот термин в психотерапии З.Фрейд считал, что подсознание, прорываясь через контроль нашего сознания, выбрасывает истин­ную информацию, по которой мы можем судить об определенных скрытых, но глобальных психологических особенностях и тенден­циях личности.

Термин «проекция» стал особенно популярен в психологии, психотерапии и психиатрии после теоретического обоснования Р.Мюрреем в 1939 г. такого исключительно распространенного в наше время направления психодиагностики, как проективные тесты, которые широко применяются для изучения сферы бес­сознательного.

В рассматриваемой нами психотерапевтической практике проекция представляет собой перенос собственных неосозна­ваемых мотивов поведения на объяснение поведения другого человека. Так, конфликтный человек подозревает всех во враж­дебном к нему отношении, нечестный в нечестности и т.п. Есте­ственно, что такая позиция мешает увидеть реальную проблему в себе и в других и соответственно вместо ее решения приводит к усугублению.

Аутизм

Этот термин имеет несколько различное применение в психи­атрии и психотерапии. Если в психиатрии он означает серьезное и почти неизлечимое психическое заболевание, при котором боль­ной настолько замыкается в себе, что практически не выходит на контакт и не подлежит никакой коррекции, то в психотерапии ау­тизм - это лишь тенденция к такому «самозамыканию», снижение общительности до минимума, постоянное стремление к уходу от активной деятельности, самоизоляции.

Если у психически больного «аутиста» эта самоизоляция - не­осознанная, чаще всего врожденная, особенность, то клиент пси­хотерапевта с тенденцией к аутизму может осознать эту тенден­цию, понять с помощью психотерапевта, что такая жизненная по­зиция не решает, а лишь усугубляет его проблемы, и наметить пу­ти выхода из этой самоизоляции.

Обычно такой клиент не вообще не воспринимает окружаю­щую действительность, а лишь уходит от контактов, касающихся наболевшей проблемы, просто отказываясь видеть ее реально и предпринимать какие бы то ни было шаги к ее решению.

Фрейд считал, что чаще всего из перечисленных форм самоза­щиты сознания от неприятной правды встречаются рационализа­ция, сублимация, проекция и избегание, хотя в виде тенденций постоянно просматриваются и другие их комбинации.

Обходя вышеупомянутые защиты, вытесненные мотивы и жела­ния (к которым Фрейд в первую очередь относит сексуальные) про­рываются в сознание в виде фантазий, сновидений, «случайных» оговорок, неожиданных для самого себя действий и т.п. То есть вытесненные, нежелательные для цензуры сознания мотивы толь­ко кажутся отсутствующими, а на самом деле постоянно прояв­ляются, оказывая воздействие на поведение, состояния, эмоции и мысли человека, продолжают действовать и существенным обра­зом влиять на поведение человека. Причем, выйдя из круга созна­ния, их действия становятся значительно более трудно контроли­руемыми и тем более - управляемыми.

Периодически подавляемые мотивы, прорываясь в сознание, вследствие их неприемлемости цензурой (морально-этическими требованиями) сознания, вызывают то, что И.П.Павлов называл «сшибкой», столкновением без возможности примирения.

Какие же могут последовать выходы из этой «безвыходной» ситуации?

Когда сильный, но подавленный мотив прорывается в сознание, человек, не выдерживая этого, может впасть в истерический припа­док или повести себя каким-то другим невротическим образом.

Фрейд утверждает, что причины любого невроза кроются в вытесненных в область бессознательного воспоминаниях о той или иной травмирующей ситуации. Чаще всего, по его мнению, это бывает связано с либидо, неудовлетворенным или неприем­лемо (с морально-этической точки зрения) удовлетворенным половым инстинктом (даже если это происходит в снах или фан­тазиях).

Многими последователями Фрейда подвергается критике пре­увеличенное, на их взгляд, внимание Фрейда к либидо как к ос­новному источнику неврозов. Они считают, что Фрейд придавал неоправданно большое (можно сказать, решающее) значение ран­ним детским сексуальным переживаниям.

Очень спорным, по мнению многих оппонентов Фрейда, явля­ется один из самых известных выявленных им комплексов - ком­плекс Эдипа, основу которого составляет запретная любовь к собственной матери (у мальчиков) и ревность-ненависть к собствен­ному отцу.

Как известно из мифологии, сын царя Эдипа убил своего отца и женился на своей матери. (Правда, в оправдание этого дейст­вия следует помнить, что он не знал, что Эдип его отец, а его жена - мать.) Фрейд дополняет комплекс Эдипа комплексом Электры, тоже взятым из мифологии, и считает, что в девочках заложена подсознательная запретная любовь к отцу и ревность к матери.

Конечно, когда речь идет о скрытом и бессознательном, спо­рить очень трудно. Однако в реальной жизни мы встречаем не меньше примеров, когда девочки больше привязываются к матери и нередко, особенно в условиях российского бескультурья семей­ных отношений, твердо занимают позиции матери, не стесняю­щейся при ребенке «поливать грязью» отца.

В достаточно гармоничных семьях, при взаимной любви и уважении родителей, дети с одинаковой любовью относятся к обоим, однако чаще в качестве объекта для подражания дочка выбирает маму, а сын отца.

Конечно, встречаются и отмеченные Фрейдом комплексы, но на наш взгляд они чаще исключения, чем норма и больше зависят от отношений в семье, чем от врожденных инстинктов.

Критические замечания не ставят под сомнение революцию, произведенную психоанализом в психологии и основавшим со­временную психиатрию, показавшую, что, с одной стороны, не всегда все на самом деле так, как кажется, а с другой, любому, да­же самому странному состоянию или поведению могут быть най­дены материальные причины, а значит и регуляторы.

Ясно, что поиск наиболее эффективных путей в океане бессоз­нательного не может быть столбовой дорогой и требует рассмот­рения самых различных гипотез и предположений.

Главное, следует помнить, что Фрейд был в первую очередь практикующий психотерапевт, теории его появлялись не из от­влеченных фантазий. Ими он пытался объяснить постепенно вы­ступающие из тумана закономерности образования и лечения неврозов на основании добросовестного многолетнего анализа огромнейшего количества людей, многие из которых именно бла­годаря Фрейду избавились от неврозов.

Думается, что объективней всех оценил Фрейда его выдаю­щийся ученик Карл Густав Юнг, сказавший, что не надо путать гениально найденные Фрейдом эффективные практические прие­мы лечения неврозов и его не всегда оправданное стремление рас­пространить психоанализ как теорию (почти как религию) для объяснения всех сфер жизни человечества.

Одним из наиболее известных методов Фрейда при проведении психоаналитической беседы является метод свободных ассоциаций.

Сущность метода свободных ассоциаций состоит в том, что клиент, удобно расположившись и расслабившись (в классиче­ском психоанализе - лежа на кушетке), пускает свое сознание на самотек и начинает произносить любые приходящие в голову слова, не пытаясь намеренно связать их в какой-то логической последовательности. Психотерапевт анализирует весь этот хао­тичный словесный материал, обращая внимание на периодически повторяющиеся слова, словосочетания, типичные предложения и речевые конструкции. С момента внедрения магнитофонов такой анализ проводится с помощью неоднократного прослушивания магнитофонных записей.

Сейчас есть опыт применения компьютерного анализа словес­ного материала, хотя большинство ортодоксальных последовате­лей Фрейда стараются сохранить всю процедуру в полном соот­ветствии со скрупулезными требованиями своего знаменитого учителя, который невероятно болезненно относился к любой по­пытке модифицировать как сам классический психоанализ, так и его отдельные технические процедуры. За малейшее отступление от канонов самые преданные ученики изгонялись им из своего круга окончательно и бесповоротно.

Но мы все-таки возьмем грех на душу и посмотрим, что из ме­тода свободных ассоциаций или хотя бы его основной идеи может быть учтено и использовано нами.

В методе свободных ассоциаций безусловно есть логика. Ведь даже ведя связный рассказ о каком-то событии, мы периодически почему-то без видимой необходимости чаще употребляем одни слова и обороты, чем другие. Причем выбор этот случаен лишь на первый взгляд, а на самом деле весьма индивидуален и в какой-то мере отражает не только типические особенности вашей личности, но и особенности вашего совершенно конкретного состояния, на которое повлияли определенные обстоятельства или люди.

Другое дело, что сделать правильный вывод о вас и вашем со­стоянии не так просто, потому что многое неизвестно или непра­вильно понято.

Учитесь не просто слушать человека, в проблемах которого хотите разобраться, но и анализировать типичные для него вооб­ще (или в определенных состояниях) наиболее часто повторяю­щиеся слова, выражения и речевые обороты, даже когда он гово­рит на темы, не касающиеся напрямую волнующей вас проблемы. Постарайтесь по горячим следам припомнить этот разговор, сде­лать определенные записи, выдвинуть предположения, нуждаю­щиеся в дальнейшей перепроверке, и вы увидите, как много новой информации к размышлению получите.

Тренируя и совершенствуя такую «разговорную наблюдатель­ность» постоянно, вы сможете значительно лучше понимать лю­дей и истинные причины их переживаний и поступков, которые они либо не хотят раскрывать, либо действительно не видят и по­тому не могут на них повлиять.

Это можно назвать бытовым психоанализом.

Далее, попытайтесь вовлечь данного человека в игру «свобод­ные ассоциации», в которой он, не боясь показаться смешным или психически странным, попробует свободно пустить поток созна­ния, говоря все, что приходит в голову, и не заботясь о логиче­ской связи слов и выражений, - игра есть игра. Запишите этот словесный поток на магнитофон, а потом попытайтесь выявить наиболее часто повторяющиеся слова и выражения.

Не спешите с выводами, а лишь осторожно начните проверять некоторые гипотезы и предположения.

В дальнейшем, как и делали некоторые последователи Фрейда, можно попробовать направлять этот свободный поток сознания в интересующую вас сторону. Однако делать это надо крайне нена­вязчиво и стараясь «не наступить на мозоль». Как только со сто­роны клиента будет возникать сопротивление и отрицательное эмоциональное реагирование, следует тут же отпустить поток на свободу, а может быть и умышленно на время отдалить его от не­приятного объекта. Хотя обнаружение такого объекта или даже только направления, вызвавшего отрицательную реакцию, - тоже информация к размышлению.

Немало интересных размышлений о себе самом можно полу­чить, проанализировав свой собственный свободный поток соз­нания, записанный на магнитофон.

Одна из наиболее известных представительниц «постфрейдизма» Карен Хорни использовала аналогичные приемы в разработан­ной ею системе «Самоанализа», хотя, справедливости ради, следу­ет отметить, что Фрейд категорически отрицал эффективность применения психоанализа на самом себе.

В какой-то мере по аналогии с методом свободных ассоциаций может быть рассмотрен и другой, не менее знаменитый, метод Фрейда - толкование сновидений. Хотя, разумеется, этот метод имеет свои индивидуальные, присущие только ему, приемы и осо­бенности. Вся аналогия с методом свободных ассоциаций заклю­чается в возможности получения и толкования косвенной инфор­мации, не осознаваемой (или не вполне осознаваемой) клиентом.

Здесь необходимо объяснить некоторое бытующее заблужде­ние, смешивающее в какой-то мере толкование сновидений по Фрейду с толкованиями сновидений гадалками.

Это принципиально разные подходы.

Фрейд был материалистом, отстаивал так называе­мый психический детерминизм, то есть материальные, хотя не всегда очевидные причины любых, даже самых странных реакций психики и поведения. Фрейд был категорическим противником всяческой мистики и оккультизма, считая, что они не имеют ниче­го общего с наукой. Поэтому и сновидения он толковал не на предмет предсказания будущего, а для объяснения истинных при­чин невроза прошлыми событиями, которые, будучи вытеснен­ными из сознания, проникают в него частично в скрытой и иска­женной форме в виде сновидений.

Он даже составил список символов различных сновидений и их возможное толкование. По виду это несколько напоминает сон­ник. Но идея, как мы уже говорили, совсем другая - не предсказы­вать будущее, а искать в прошлом и настоящем причины психо-травмирующих проблем и неврозов.

Подробно с этим фрейдовским «сонником» можно ознако­миться в его известной работе «Толкование сновидений», в ко­торой, кстати, по мнению многих специалистов, наиболее четко и доступно изложены основные идеи всего классического психо­анализа.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Психология 100 Психология 100
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ
Яндекс.Метрика