SCHOOL
ПРОГРАММА ПРОЕКТА. СТУПЕНИ 1-3
ВТОРАЯ СТУПЕНЬ
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
09.04.14 – Практическая психология (гипнотерапия; милтон-модель; НЛП). Практические упражнения.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ГИПНОТЕРАПИЯ, НЛП
НЛП - одно из наиболее популярных в настоящее время направлений психотерапии, зародившееся в начале 70-х годов. Его основоположниками считаются Ричард Бэндлер и Джон Гриндер. Они в свою очередь признают, что отправной точкой их работы стало обобщение опыта Федерика Пёрлза, Вирджинии Сатир и Милтона Эриксона.
Однако принципиальная схема терапевтического воздействия НЛП существовала с незапамятных времен, когда жрецы, шаманы, целители, а также некоторые властители и полководцы использовали «магическую» силу слова, способного в соответствующих условиях и состояниях вызывать изменение сознания и поведения. Этот механизм используется и во внушении (включая гипноз), и в самовнушении (от традиционного аутотренинга до самогипноза).
Теоретическое обоснование такого воздействия прекрасно представлено в трудах И.П.Павлова, В.М.Бехтерева, К. И. Платонова и других выдающихся отечественных и зарубежных физиологов, психологов и психотерапевтов. Так, Павлов писал: «Слово, благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека, связано со всеми внешними и внутренними раздражениями, приходящими в большие полушария, все их сигнализирует, все их заменяет и потому может вызвать все те действия, реакции организма, которые обусловливают те раздражения».
В НЛП механизм воздействия слова сочетается с различными физическими «закрепителями» (якорями), что также соответствует механизмам сочетанного рефлекса по В.М.Бехтереву или условного рефлекса по И.П.Павлову. (Как мы знаем, их труды, особенно условно-рефлекторная теория и исследования И.П.Павлова, очень высоко ценятся и интенсивно используются в США.)
И все же о нейролингвистическом программировании в его современном виде можно говорить как о самостоятельном направлении психотерапии.
Согласно НЛП, у каждого человека есть преобладающий канал приема информации: модальность. То есть, хотя любой нормальный человек воспринимает мир всем спектром органов чувств: и слухом, и зрением, и обонянием, и мышечно-двигательно (кинестетически) и т.д., однако у одного человека ведущей модальностью является зрительное восприятие, у другого - слуховое (а другие - дополняют их).
Причем внутри этой ведущей модальности специалисты НЛП видят дальнейшую градацию признаков, уточняющих индивидуальные особенности приема и переработки информации.
Для уточнения доминирующего канала, направленности и особенностей приема информации в НЛП большую роль играет анализ типов сканирующего движения глаз.
Так, сканирующее движение глаз показывает, какой репрезентативной системой получения информации человек пользуется в определенные моменты.
Считается, что движение глаз вверх-налево сигнализирует о процессе извлечения из зрительной памяти эйдетических (наглядных) образов.
По классификации НЛП выделяют восемь основных типов (паттернов) направлений движений глаз и соответствующих им репрезентативных систем:
1) сканирующее движение глаз вверх-налево - зрительный эйдетический образ;
2) вверх-направо - зрительный конструируемый образ;
3) прямой расфокусированный (не сосредоточенный внимательно на внешнем объекте) взгляд - представляемый зрительный образ;
4) глаза на среднем уровне направо - слуховое конструирование;
5) глаза на среднем уровне налево - слуховые образы;
6) глаза прикрыты, взгляд обращен в себя - внутренний диалог;
7) глаза вниз и налево - слушание телефонного типа;
8) глаза вниз и направо - кинестетические ощущения, чувства.
Уточнению преобладающей репрезентативной системы способствует контент-анализ (анализ содержания) употребляемых клиентом сенсорно-специфических терминов. Например, употребление слов типа глядеть, видеть, рисовать, показывать, яркий, красный (или другой цвет) и т.п. характерно для визуальной репрезентативной системы. Для преобладания кинестетической (мышечно-двигательной) репрезентативной системы типичны такие слова: трогать, теплый, мягкий - жесткий, гладкий - шершавый, почувствовать, схватить, погладить, потрогать и т.д. При преобладающем слуховом восприятии преобладают слова: громкий - тихий, шумный, мелодичный, слышать, кричать и т.п.
Доминирование в употреблении соответствующего типа сенсорно-специфических слов указывает на основную для данного индивидуума (первичную) репрезентативную систему, то есть сенсорную систему восприятия, которая используется данным человеком чаще, чем другие.
Для того чтобы установить наиболее эффективный контакт с клиентом, психотерапевт должен выявить его доминирующую систему восприятия (модальность) и использовать преимущественно вербальное (словесное) или невербальное (язык мимики и жестов) общение. Причем при вербальном общении он должен опираться на термины, наиболее типичные для выявленной первичной модальности, характерные для нее термины или действия.
Психотерапевт осуществляет подстройку к первичной репрезентативной системе клиента и только после этого начинает внедрять в установившийся контакт стратегию необходимых изменений поведения и состояния клиента.
Одну из причин отсутствия между супругами взаимопонимания и сексуальной неудовлетворенности специалисты НЛП видят в том, что супруги имеют различные первичные репрезентативные системы и не умеют осуществлять подстройку друг к другу.
Одним из ключевых рабочих терминов НЛП является понятие «якорь», под которым подразумевается какое-то специфическое ощущение (например, нажатие на плечо, руку, колено), переживание клиентом соответствующего состояния. Специально вызывая или «подкарауливая» это состояние, психотерапевт каждый раз закрепляет его якорем (т.е. мышечным или другим фиксированным ощущением). При таких повторах устанавливается условно-рефлекторная связь между якорем и нужным состоянием, и в дальнейшем уже одно использование якоря будет вызывать это состояние.
Итак, первой задачей психотерапевта НЛП является выявление ведущей у данного клиента репрезентативной системы восприятия и общения. Далее психотерапевт должен подстроиться к выявленной доминирующей системе, то есть заговорить с клиентом на его языке.
Затем надо уточнить, какие нежелательные состояния и их поведенческие проявления нуждаются в терапевтической коррекции.
Обычно это делается поэтапно следующим образом.
Первый этап
Выявление характерного признака (внешнего ключа) искомого нежелательного состояния.
Второй этап
Закрепление этого состояния якорем.
Третий этап
Закрепление якоря при регулярных повторениях его одновременно с появлением нежелательного состояния. Для этого клиента просят пуститься в обратный путь по своей памяти, вспоминая как можно ярче ситуации, порождавшие именно эти нежелательные чувства. Ощутив эти состояния, клиент сигнализирует о них психотерапевту, который закрепляет их якорем.
Четвертый этап
Психотерапевт возвращает клиента в настоящее время, создает чувство безопасности и удовлетворения, просит его изложить свою версию о том, чему его научило это путешествие в прошлое.
Лишь после выяснения и доведения до сознания клиента причин возникновения нежелательных состояний и поведенческих реакций начинается работа по рефреймингу (переформированию).
Рефрейминг распределяется по шести этапам (ступеням).
Первая ступень
Задача первой ступени - убедиться, что вы точно локализовали нежелательное поведение или внешний симптом нежелательного состояния клиента или неконтролируемый им физиологический симптом.
Вторая ступень
На второй ступени психотерапевт входит в контакт с психологической частью клиента, порождающей нежелательное поведение или симптомы. Именно с этого начинается наведение моста между сознательной и бессознательной сферами психики клиента.
Клиенту рекомендуется начать сосредоточенное проникновение в свой внутренний мир с вопросом: «Хочет ли психологическая часть меня, порождающая это поведение, говорить со мной?» Прислушиваясь к ответу на этот неоднократно обращаемый к себе вопрос, клиент старается чутко улавливать и запоминать любые реакции (ощущения, зрительные образы, чувства, слова, непроизвольные действия), возникающие в его внутреннем мире.
При этом психотерапевт не только анализирует впечатления клиента, но и следит за любыми поведенческими реакциями и симптомами, которые нередко не замечаются или неправильно фиксируются клиентом.
Третья ступень
На третьей ступени необходимо отделить намерения от их поведенческого проявления, а затем установить и проанализировать связь между намерением и соответствующей ему или искаженной поведенческой реакцией. Задача состоит в том, чтобы обнаружить намерение, стоящее за поведением.
Предложите клиенту спросить свою психологическую часть, ответственную за это поведение. «Что ты стараешься сделать для меня?» Ответ может прийти не только в словах, но и в зрительных образах, ощущениях, чувствах и пр.
Психотерапевт строит свои вопросы, поэтапно проникая вглубь причин, порождающих нежелательные состояния и модели поведения. Так, например, если клиент скажет, что какая-то его психологическая (психическая) часть говорит ему: «Я не позволю тебе вступать в сексуальные отношения», вы просите его задать этой части следующий вопрос: «Почему ты запрещаешь мне это?»
Здесь может быть получен уже более рациональный ответ типа «Потому что, если ты меня не послушаешь и вступишь в сексуальные отношения, тебе будет причинен вред и станет плохо». То есть мы видим, что за первой реакцией запрета стоит реакция защиты.
Четвертая ступень
Психотерапевт помогает клиенту найти три новых способа удовлетворить намерение. Для этого клиент обращается к своей креативной (творческой) части с задачей найти или изобрести три новых, более приемлемых варианта удовлетворения желания.
Если не удается обнаружить творческую часть - психотерапевт должен сформировать ее. Обычно это делается с помощью воспоминания ситуаций, в которых клиент проявлял себя творчески-находчиво. Как только такую ситуацию удается возродить в памяти клиента, психотерапевт закрепляет ее якорем (то есть каким-то условным касанием, движением, словом), который будет помогать связываться с творческой частью клиента.
Желательно, чтобы клиент сам нашел свою креативную (творческую) часть, а затем разработал три новых способа удовлетворения потребности. Психотерапевт должен выполнять здесь лишь роль консультанта, стимулятора. Однако нередки случаи, когда у клиента не хватает самостоятельности для решения этой задачи. В этих случаях (и только в этих случаях) психотерапевт сам предлагает клиенту целесообразные варианты.
Пятая ступень
На пятой ступени психотерапевт предлагает клиенту прочувствовать, что та его часть, которая ведает этим поведением, принимает, осознает найденные новые варианты эффективными и берет на себя ответственность за их применение в нужной ситуации. (Здесь очень важно не путать эту часть, ведающую данным поведением, и найденную или созданную у клиента творческую часть, разрабатывающую и предлагающую ведающей части новые модели поведения.)
Для этого клиент сначала спрашивает ведающую часть себя, согласна ли она, что новые варианты решения фрустрирующей ситуации (разработанные творческой частью) более эффективны, чем прежние, которые не приносили желаемого результата. Если ведающая часть признает это и ответит согласием, следует спросить ее, согласна ли она принять на себя ответственность за реализацию новых моделей поведения в прежних ситуациях.
Если эта часть не соглашается, что новые возможности лучше, чем первоначальное поведение, предложите клиенту попросить ведающую часть приблизиться к творческой части и поработать с ней вместе, чтобы лучше понять открывающиеся новые возможности. То есть клиент играет в игру, в которой он отстраняется от неполучающегося решения проблемы, передавая ее на обсуждение убеждающей и возражающей частям своего Я.
В этом нет ничего странного - ведь фактически мы постоянно спорим сами с собой по разным вопросам, сами себя убеждая и опровергая в поисках удовлетворительного решения. Авторы НЛП считают, что такой внутренний спор будет более конструктивным, если мы устранимся от спорящих частей и сможем менее эмоционально и более трезво рассмотреть со стороны доводы наших внутренних оппонентов.
Если все же ведающая часть так и не примет доводов творческой части и не возьмет на себя ответственности за применение новых моделей поведения, психотерапевт предлагает (и помогает) клиенту найти в себе другую психологическую часть, которая согласится это делать.
Шестая ступень
На шестой ступени проводится так называемая экологическая проверка. Для этого психотерапевт предлагает клиенту спросить себя, не сопротивляется ли какая-нибудь его часть проводившимся рабочим переговорам разных частей. Если согласие частей достигнуто, считается, что задача данной ступени выполнена и можно идти дальше. Если же какая-то часть не удовлетворена этими переговорами, психотерапевт вместе с клиентом возвращаются по пройденным шагам, для того чтобы отделить намерение клиента к осуществлению данного процесса от каких-то частных возражений, определить причины этого сопротивления и попытаться устранить их.
Только когда экологическая проверка показывает отсутствие сопротивления всех задействованных (двух и более) частей к их рабочему взаимодействию, процесс считается завершенным.
Приведенная поэтапная схема реализации НЛП наиболее типичная, однако далеко не единственная.
В настоящее время в практике НЛП применяется большое количество вариантов в зависимости от конкретно сформулированных целей. Тем не менее можно сказать, что все они так или иначе укладываются в приведенную схему.
Психотерапевту при семейном консультировании особенно важно уметь выявить у супругов различие модальностей (репрезентативных систем) и, приняв на себя роль переводчика, помочь им лучше понять друг друга, а в дальнейшем обрести способность лучше понимать язык другого и заблаговременно учитывать сигналы нарастающего конфликта, чтобы предотвращать его или, если уж он произошел, - легче преодолевать.
МЕДИТАТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Медитативная психотерапия обычно не выделяется как самостоятельное психотерапевтическое направление. Но в связи с тем, что элементы медитации широко используются или могут быть использованы во многих других психотерапевтических направлениях, мы считаем целесообразным рассмотреть ее отдельно.
Слово медитация, хотя и привнесено в психотерапию с английского языка, где meditation означает размышление, но смысл его взят из буддизма и отражает состояние отрешения от суеты, пассивного созерцания, течения собственной мысли.
В настоящее время термин медитация применяется настолько широко, что имеет множество оттенков, поэтому ни одно определение не устраивает всех специалистов этого метода.
На наш взгляд толкование термина «медитация» наиболее хорошо изложено Н.Линде («Психотерапия в социальной работе», М., 1992). Сравнивая его с другими базовыми понятиями психотерапии - деятельностью и общением, Н.Линде пишет:
«Если деятельность - это всегда взаимодействие субъекта (S) с объектом (О), где всегда вся активность (познающая, использующая, преобразующая и т.д.) принадлежит субъекту, то в случае общения происходит взаимодействие субъекта с равноправным ему субъектом и активность в равной мере принадлежит обеим сторонам.
В случае же медитации нет второй стороны, нет деятельности и нет общения, субъект не рефлектирует, беседуя с самим собой, он просто становится собой».
Сторонники медитации утверждают, что она благодаря освобождению от мешающих суетных мыслей и эмоций приводит к просветлению, озарению (чаще всего - к молниеносному интуитивному), так называемому инсайту. Этот процесс они характеризуют как развитие самого человека, как процесс познания себя, других и окружающей (а иногда и потусторонней) действительности. Происходит скачкообразный (от озарения к озарению) рост личности, приобретающей ранее недоступное новое, более совершенное знание.
В некоторых классических направлениях буддизма медитация происходит в процессе концентрации сознания в одной точке. При этом совершенствуется способность к максимальному освобождению сознания от потока образов и мыслей. Одновременно совершенствуется процесс все более полной релаксации (психомышечного расслабления).
Задачей каждого такого сеанса является все более глубокое и длительное (стабильное) обретение внутреннего покоя и гармонии, стабилизация сознания, максимальное освобождение от психомышечного напряжения, любых (не только негативных) эмоций и мыслей, психического напряжения и достижение предельно уравновешенного состояния.
Постепенно эта сосредоточенность сознания должна уходить от фиксации на конкретном объекте - точке, которая на начальном этапе помогает освободить сознание от посторонних, суетных раздражителей.
Выполнив свою роль «громоотвода», «точка» сама становится ненужной. То есть взгляд медитирующего может оставаться на ней, но уже не замечая ее.
Начинается этап совершенствования способности «отпускать» свое очищенное от суеты и конкретных мыслей сознание в «свободное плавание». При этом сам «корабль нашего сознания», отпущенный в свободное плавание, не аморфный, а достаточно прочный - наше сознание, свободно перемещаясь с объекта на объект, не «цепляется» за эти объекты, как утопающий или как любопытный, а царственно проплывает над ними, спокойно и уверенно защищенное от суеты конкретных образов и мыслей.
Можно сказать, что медитация - концентрация сознания на отрешении от суеты конкретных образов и мыслей с целью обретения и совершенствования состояния внутренней гармонии в единстве с гармонией мира. Природы, Вселенной. Это такое состояние сознания, когда все духовные силы находятся в равновесии, так что ни одна мысль, ни одна склонность не может доминировать над другими.
В этом состоянии человек обретает устойчивое равновесие в противовес состояниям зависимостей от мыслей, чувств, людей и привычек. Крайним (противоположным медитации) проявлением этих зависимостей являются страсти, нервно-психические состояния и поведенческие реакции, от которых человек страдает, хотел бы освободиться, но не может. К таким зависимостям можно отнести и большинство неврозов (или наоборот - неврозы отнести к зависимостям).
А так как главной задачей любого направления классической психотерапии является максимально возможное освобождение человека от неврозов и других мешающих ему зависимостей, то мы видим, что медитативная терапия, используя свои средства и методы, направлена на решение этой общей психотерапевтической задачи.
На первых занятиях практически невозможно обрести способность полного освобождения сознания от конкретных образов и мыслей. Это процесс длительный. Поэтому вначале нужна тренировка концентрации сознания на каком-нибудь удобном для клиента и не раздражающем образе или мысли, используя их «как громоотводы» от других, менее приятных и более суетных объектов внимания. В это же время начинается тренировка сначала активного, а потом все более ненасильственного удержания сознания на выбранных объектах, стараясь, чтобы оно все реже перескакивало на «непрошенные» мысли.
Перечислим кратко суть основных этапов медитативной тренировки.
Надо сказать, что последовательность этих этапов не жесткая. Нередко они применяются в различных комбинациях друг с другом. В этом случае их можно рассматривать не как этапы, а как упражнения или подходы.
Первый этап
На первом этапе освоения техники медитации лучше направлять внимание занимающегося на ощущения, которые он может контролировать и регулировать физически. Они легче, чем мысли, поддаются наблюдению и удержанию на них внимания.
Чаще всего для этого используется направление внимания клиента на процесс своего дыхания: слежение за всеми ощущениями, сопровождающими вдох, выдох, контроль за спокойным ритмом дыхания с одновременным расслаблением мышц.
Второй этап
В классической йоге (а сейчас и почти во всех техниках медитации) к этим дыхательным упражнениям добавляются так называемые мантры, простейшими, древнейшими и наиболее эффективными из которых считаются мысленные произнесения при выдохе слов «ОУМ» (в переводе - абсолют) или «ОЛЕ» (один). Некоторые терапевты рекомендуют произносить эти мантры (назовем их - камертоны) вслух.
Это простейшие мантры, которые в дальнейшем во многих медитативных техниках существенно усложняются. Однако психотерапевт должен помнить, что любое усложнение процедуры должно быть оправдано повышением ее эффективности и рассматриваться с учетом конкретной задачи и индивидуальных особенностей клиентов.
Третий этап
В дальнейшем (а некоторые терапевты сразу начинают с этого) клиентам предлагают просто спокойно следовать своим мыслям, не прогоняя их и не принимая близко к сердцу, наблюдая их как бы со стороны и все более отстраняясь от них эмоционально.
Этот подход учитывает присущий всем нам дух противоречия, когда запрет думать о чем-то нередко еще глубже фиксирует мысль на запрещенном объекте.
Такое упражнение применяется не во всех случаях, а лишь когда не удается устраниться от мешающих мыслей. Тогда человек делает вид, что умышленно поддается им («ну хорошо, давай подумаем об этом»), а сам постепенно тренирует в себе все более монотонное, автоматическое, притупленное (все менее эмоциональное) следование этой мысли, постепенно отстраняясь от нее как от постороннего объекта.
Четвертый этап
Хотя этот прием давно известен в медитациях, в последнее время он распространился под названием имаготерапии (терапии воображением), когда для уменьшения тревожности и стресса клиенту предлагается представить самого себя в зоне комфорта и полной защищенности. При этом его внимание сосредоточивается на все более отчетливом видении себя самого в образе олицетворения спокойствия и удовлетворения.
В настоящее время имаготерапия часто применяется как самостоятельное психотерапевтическое направление или включается как технический прием в гештальттерапию, психосинтез, поведенческую терапию и пр.
В настоящее время широко применяются не только пассивные, но и активные методы медитации. В данном случае определенные движения выполняют или усиливают роль мантр (камертонов) с целью отвлечения от мешающих и суетных образов и мыслей и включения свободного от конкретики сознания в состояние внутренней и внешней гармонии.
Одним из известных активных методов является так называемая мандала-медитация. Она состоит из нескольких ступеней.
(Продолжительность активного освоения каждой ступени -15 минут.)
Первая ступень
Пробуждение энергии
Бег на месте с максимально высоким подниманием колен (глаза открыты). Темп бега и высота подъема колен подбираются исходя из индивидуального состояния здоровья занимающихся.
Инструктор просит сосредоточить внимание на глубоком и ровном дыхании.
Вторая ступень
Чтобы пробужденная энергия попала в нужный центр, следует сесть с закрытыми глазами, полностью расслабиться и мягко покачиваться. Обратить особое внимание на полное расслабление мышц лица.
Мышцы челюстей полностью расслаблены, рот свободно полуоткрыт (как у спящего), веки не подрагивают, лицо выражает спокойствие и комфорт.
Третья ступень
Направление энергии к «третьему глазу». Для этого рекомендуется лечь на спину и вращать открытыми глазами по часовой стрелке, делая полные обороты глазами, все быстрее и быстрее.
Все тело полностью расслаблено, особенно лицо, рот естественно полуоткрыт (как у спящего), расслаблен, голова совершенно неподвижна, дыхание легкое, спокойное.
Четвертая ступень
Прекратите все движения, закройте глаза и прочувствуйте максимально полное расслабление и спокойствие и пребывайте в спокойствии.
Американский психолог Р.Найдиффер предлагает различные варианты активной медитации с элементами спорта, особенно циклических видов.
Монотонный ритм движений и дыхания длительного бега, ходьбы на лыжах, гребков в плавании или в гребле, езды на велосипеде и даже просто ходьбы может выполнять роль мантры-камертона, сосредоточение на которой сначала служит «громоотводом» от раздражающих и суетных мыслей, а затем помогает обрести гармонию психофизического состояния.
Разумеется, интенсивность таких нагрузок должна подбираться с учетом психофизического состояния.
ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Следующие упражнения приводятся для овладения простейшими практическими навыками терапии и осознавания.
Упражнение 1. Сейчас я осознаю...
Сущность этого упражнения - тренировка активности и усилий клиента, направленных на анализ содержания своего сознания в данный конкретный момент в соответствии с уже упоминавшейся главной установкой гештальттерапии: здесь и теперь.
Упражнение состоит из периодически повторяющихся усилий такой концентрации внимания, начинающихся после произнесения клиентом «пусковой» фразы; «Сейчас я осознаю...» Клиент повторяет периодически эту фразу в течение нескольких минут, добавляя к ней описание содержания своего сознания в данный конкретный момент.
Это и другие аналогичные упражнения гештальттерапии, направленные на концентрацию сознания на самом себе (здесь и теперь) и способствующие расширению сознания, освобождая его от оков прошлого и штампов, широко используют элементы техники медитации, дзен-буддизма, йоги и других восточных систем психофизического совершенствования.
Не подражая полностью психоаналитическим приемам З.Фрейда, гештальттерапия все же уделяет значительное внимание работе со сновидениями. Несмотря на большое количество различных технических подходов к этой работе, суть их состоит чаще всего в том, что клиент выступает в роли одного из персонажей своего сновидения, говорит от его имени, пытается осознать и передать его чувства, объяснить поступки.
Считается, что в каждой из разыгрываемых ролей клиент так или иначе выдает самого себя, хотя иногда это происходит крайне завуалированно и требует большого искусства правильной интерпретации со стороны психотерапевта. Тем более что практика применения этих упражнений показала, что клиент чаще «выдает» свою сущность не в главном, а в одном из второстепенных персонажей сновидения, который может не привлечь внимания самого клиента и членов группы (если это проводится в группе, а не индивидуально).
Интерпретируя вместе с активно сотрудничающим клиентом его сновидения, психотерапевт помогает ему лучше осознать себя самого, свои проблемы и взаимоотношения с другими.
Упражнение 2. Две роли
Напротив клиента, сидящего на «горячем стуле», ставится пустой стул; на нем якобы располагается воображаемый человек, с которым у клиента возник открытый или скрытый, но фрустрирующий и неразрешенный конфликт.
Клиент начинает играть две роли. Со своего стула он обращается от своего имени к воображаемому партнеру, а пересаживаясь на его стул старается максимально понять состояние другого и отвечать за него самому себе.
Иногда напротив клиента может расположиться выбранный самим клиентом один из членов группы, которому он объясняет роль того человека. В процессе такого объяснения он невольно начинает смотреть на конфликт глазами другой стороны -лучше понимать другого.
По такому же принципу строится диалог с самим собой в случае непреодолимого внутреннего противоречия. Тогда воображаемым партнером становится другое Я человека, то есть начинаются попытки наладить диалог между конфликтующими сторонами одной и той же личности.
Упражнение 3. Методика телесной релаксации по Джекобсону
Сядьте поудобнее, закройте глаза и постарайтесь максимально расслабить все мышцы.
Сделайте вдох.
Задержите дыхание.
Теперь напрягите мышцы ног.
Сильно, сильнее, как можно сильнее.
Резко расслабьте их одновременно с полным выдохом.
Прочувствуйте как можно более четко разницу в ощущениях максимального напряжения и максимального расслабления.
После нескольких спокойных вдохов-выдохов повторите то же самое с мышцами рук в целом или по частям (кисти, предплечья, плечи), полностью сосредоточив внимание на разнице ощущений напряженных и расслабленных мышц.
Так же можно напрягать и расслаблять любые мышцы (живота, груди, спины, лица). Причем упражнение на каждую группу мышц следует проводить несколько раз, до максимально полного прочувствования разницы напряжения и расслабления.
Цель этого упражнения - не только научиться расслабляться и тем самым снижать тревожность и неуверенность, но и научиться переключать внимание на мышечные ощущения со своих психологических проблем и комплексов.