Сегодня  Суббота, 18.05.2024, 08:08
Гость | "Гость"      
Главная Мой профиль  Регистрация Выход                                                                                                     
                                                                                                                                                                СПЕЦИАЛИСТУ     ССЫЛКИ     КОНФЕРЕНЦИЯ

SCHOOL

ПРОГРАММА ПРОЕКТА. СТУПЕНИ 1-3

 

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

31.03.14 – Клиническая психология (нейропсихология; патопсихология). Практическая психология (бихевиоризм и когнитивная психотерапия).

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

Успехи психологии, нейрофизиологии и медицины (неврологии, нейрохирургии) начала XX века подготовили почву для формирова­ния новой дисциплины — нейропсихологии. Эта отрасль психологи­ческой науки начала складываться в 20—40-е годы XX века в разных странах и особенно интенсивно — в нашей стране.

Первые нейропсихологические исследования проводились еще в 20-е годы Л.С.Выготским, однако основная заслуга создания нейро­психологии как самостоятельной отрасли психологического знания принадлежит А.Р.Лурия (1902—1977).

Принципы, сформулированные Л.С.Выготским, послужили нача­лом многолетних целенаправленных исследований последствий локаль­ных поражений мозга, проводившихся А.Р.Лурия и его сотрудниками и сыгравших основополагающую роль в становлении отечественной нейропсихологической школы, занимающей сейчас одно из ведущих мест в мире в этой области знания.

Большую ценность для становления нейропсихологии представля­ют нейрофизиологические исследования, которые проводились и прово­дятся в ряде лабораторий страны.

Основным направлением является клиническая нейропсихология, главная задача которой состоит в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга, и сопоставлении их с общей клинической картиной заболевания. Ос­новными методами, используемыми в клинической нейропсихологии, являются методы клинического (неаппаратурного) нейропсихологи­ческого исследования, разработанные А.Р.Лурия и известные у нас и
за рубежом под названием «луриевские методы нейропсихологичес-кой диагностики». За многие годы в школе А.Р.Лурия созданы теоре­тические основы нейропсихологической синдромологии и собран ог­ромный фактический материал. Введено новое представление о ней-ропсихологическом синдроме как закономерном сочетании различных нарушений психических функций (нейропсихологических симптомов), которое обусловлено нарушением (или выпадением) определенного звена (фактора) функциональной системы. Поражение той или иной зоны мозга приводит к появлению первичных симптомов и вторич­ных, системных влияний этого дефекта на всю функциональную сис­тему в целом или на несколько функциональных систем сразу. Сово­купность первичных и вторичных нейропсихологических симптомов и составляет нейропсихологический синдром.

Исследования с помощью методов психофизиологии показали, что нарушения познавательных функций, возникающие при выпол­нении заданий по инструкции экспериментатора (счет сигналов, арифметический счет, вербальные ассоциации и др.), сопровожда­ются нарушениями преимущественно общемозговых (в виде генера­лизованных изменений биоэлектрической активности мозга) или ло­кальных (в виде изменений биоэлектрической активности в опреде­ленных областях мозга) биоэлектрических процессов. Эти два типа нарушений биоэлектрических процессов коррелируют с различными аспектами выполняемого задания (первые — с его трудностью для испытуемого, вторые — с его содержанием), а также с локализацией очага поражения и различной психологической структурой наруше­ния познавательных процессов. Психофизиологические иссле­дования помогли уточнить роль лобных долей мозга в произвольной регуляции познавательной психической деятельности, опосредован­ной речью, выяснить характер участия лобных и височных отделов мозга в регуляции эмоциональных состояний, уточнить роль движе­ний глаз в нарушениях зрительного восприятия, проанализировать психофизиологические механизмы нарушений произвольных движе­ний и действий и др. В настоящее время развитие исследований в области психофизио­логии локальных поражений головного мозга идет, с одной стороны, по пути расширения проблематики изучения системных физиологи­ческих механизмов различных нейропсихологических симптомов и син­дромов в целом, а с другой — по пути усовершенствования методи­ческого аппарата (математическая обработка ЭЭГ-данных с помощью компьютера и др.).

В понятийном аппарате нейропсихологии можно выделить два класса понятий. Первый — это понятия, общие для нейропсихологии и об­щей психологии; второй — это собственно нейропсихологические по­нятия, обусловленные спецификой ее предмета, объекта и методов исследования.
К первому классу понятий относятся такие, как «высшая психичес­кая функция», «психическая деятельность», «психологическая систе­ма», «психический процесс», «речевое опосредование», «значение», «личностный смысл», «психологическое орудие», «образ», «знак», «дей­ствие», «операция», «интериоризация» и многие другие. Содержание этих понятий излагается в ряде руководств и монографий, посвящен­ных общепсихологическим проблемам.
Второй класс понятий составляют собственно нейропсихологичес­кие понятия, в которых нашло отражение применение общепсихоло­гической теории к нейропсихологии — конкретной области знания, предметом которой является изучение мозговой организации психических процессов, эмоциональных состояний и личности на материале патологии и прежде всего — на материале локальных поражений головного мозга. Все вместе эти понятия составляют определенную систему знаний или
теорию, с единых позиций объясняющую закономерности наруше­ний и восстановления высших психических функций при локальных поражениях мозга и обосновывающую представления об их мозговой организации. Данная теория, с одной стороны, способна объяснить разнообразную клиническую феноменологию нарушений психичес­ких функций, а с другой — удовлетворительно предсказывать новые факты и закономерности.
Общепсихологическую основу этой теории составляет положение о системном строении высших психических функций и их системной мозговой организации. Понятие «высшие психические функции» — центральное для нейропсихологии — было введено в общую психоло­гию и в нейропсихологию Л.С.Выготским (1956, 1960 и др.), а затем подробно разработано А.Р.Лурия (1962, 1963, 1973 и др.) и другими авторами. В нейропсихологии, как и в общей психологии, под высши­ми психическими функциями понимаются сложные формы сознатель­ной психической деятельности, осуществляемые на основе соответ­ствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и про­граммами и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности. Как указывал А.Р.Лурия (1962), высшие психические функ­ции обладают тремя основными характеристиками: они формируются прижизненно, под влиянием социальных факторов, опосредованы по своему психологическому строению (преимущественно с помощью речевой систе­мы) и произвольны по способу осуществления.

Высшие психические функции — сложные системные образова­ния, качественно отличные от других психических явлений. Основ­ные характеристики высших психических функций — опосредованность, осознанность, произвольность — представляют собой систем­ные качества, характеризующие эти функции как «психологические системы» (по определению Л.С.Выготского), которые создаются пу­тем надстройки новых образований над старыми с сохранением пос­ледних в виде подчиненных структур внутри нового целого. Высшие психические функции как системы обладают большой пластичнос­тью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов. Неизмен­ными (инвариантными) в них являются исходная задача (осознан­ная цель или программа деятельности) и конечный результат; сред­ства же, с помощью которых реализуется данная задача, весьма вариативны и различны на разных этапах и при разных способах и путях формирования функции.

Нейропсихологический симптом — нарушение психической функ­ции, возникающее вследствие локального поражения головного мозга (или вследствие иных патологических причин, приводящих к локаль­ным изменениям в работе мозга).
Первичные нейропсихологические симптомы — нарушения психи­ческих функций, непосредственно связанные с поражением (выпаде­нием) определенного нейропсихологического фактора.
Вторичные нейропсихологические симптомы — нарушения психи­ческих функций, возникающие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов по законам их системных взаимо­связей.
Нейропсихологический синдром — закономерное сочетание нейро­психологических симптомов, обусловленное поражением (выпадени­ем) определенного фактора (или нескольких факторов).

Нейропсихологический фактор — структурно-функциональная единица работы мозга, характеризующаяся определенным принципом физиоло­гической деятельности (modus operandi), нарушение которого ведет к появлению нейропсихологического синдрома.
Синдромный анализ — анализ нейропсихологических синдромов с целью обнаружения общего основания (фактора), объясняющего проис­хождение различных нейропсихологических симптомов; изучение ка­чественной специфики нарушений различных психических функций, связанных с поражением (выпадением) определенного фактора; качест­венная квалификация нейропсихологических симптомов (синоним — факторный анализ).
Нейропсихологическая диагностика — исследование больных с ло­кальными поражениями головного мозга с помощью клинических нейропсихологических методов с целью установления места пораже­ния мозга (топического диагноза).

Функциональная система — морфофизиологическое понятие, за­имствованное из концепции функциональных систем П.К.Анохина (1968, 1971 и др.) для объяснения мозговых механизмов высших психических функций; совокупность афферентных и эфферентных звеньев, объединенных в единую систему для достижения конечно­го результата. Функциональные системы, лежащие в основе психи­ческой сознательной деятельности человека, характеризуются боль­шей сложностью (более сложным составом звеньев, иерархической организацией и т.п.) по сравнению с функциональными система­ми, лежащими в основе физиологических функций и даже пове­денческих актов животных. Различные по содержанию высшие пси­хические функции (гностические, мнестические, интеллектуальные и др.) обеспечиваются качественно разными функциональными си­стемами.
Мозговые механизмы высшей психической функции (морфофизио-логическая основа психической функции) — совокупность морфоло­гических структур (зон, участков) в коре больших полушарий и в под­корковых образованиях и протекающих в них физиологических про­цессов, входящих в единую функциональную систему и необходимых для осуществления данной психической деятельности.
Локализация высшей психической функции (мозговая организация высшей психической функции) — центральное понятие теории сис­темной динамической локализации высших психических функций, объясняющее связь мозга с психикой как соотношение различных зве­ньев (аспектов) психической функции с разными нейропсихологи-ческими факторами (т.е. принципами, присущими работе той или иной мозговой структуры — корковой или подкорковой).
Полифункциональность мозговых структур — способность моз­говых структур (и прежде всего ассоциативных зон коры больших полушарий) перестраивать свои функции под влиянием новых афферентных воздействий, вследствие чего происходит внутрисис­темная и межсистемная перестройка пораженных функциональ­ных систем.
Норма функции — понятие, на котором базируется нейропсихоло-гическая диагностика нарушений высших психических функций; по­казатели реализации функции (в психологических единицах продук­тивности, объема, скорости и т.д.), которые характеризуют средние значения в данной популяции. Существуют варианты «нормы функ­ции», связанные с преморбидом (полом, возрастом, типом межполу-шарной организации мозга и др.).
Межполушарная асимметрия мозга — неравноценность, качествен­ное различие того «вклада», который делают левое и правое полушария мозга в каждую психическую функцию; различия в мозговой орга­низации высших психических функций в левом и правом полушариях мозга.
Функциональная специфичность больших полушарий — специфика переработки информации и мозговой организации функций, прису­щая левому и правому полушариям мозга и определяемая интеграль­ными полушарными закономерностями.
Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративную целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетичес­ких, так и средовых факторов.

Как известно, головной мозг (encephalon) — высший орган нервной системы — как анатомо-функциональное образование может быть услов­но подразделен на несколько уровней, каждый из которых осуществ­ляет собственные функции: 1-й уровень (кора головного мозга) осущест­вляет высшее управление чувствительными и двигательными функ­циями, преимущественное управление сложными когнитивными процессами; II-й уровень (базальные ядра полушарий большого мозга) осуществляет управление непроизвольными движениями и регуляцию мышечного тонуса; Ш-й уровень (гиппокамп, гипофиз, гипоталамус,
поясная извилина, миндалевидное ядро) осуществляет преимуществен­ное управление эмоциональными реакциями и состояниями и эндок­ринную регуляцию; IV-й — низший — уровень (ретикулярная формация и другие структуры ствола мозга) осуществляет управление вегетативны­ми процессами (Р.Д.Синельников, Я.Р.Синельников, 1996).
Головной мозг подразделяется на ствол, мозжечок и большой мозг. Как анатомическое образование, большой мозг (cerebrum) состоит из двух полушарий — правого и левого (hemisphererum cerebri dextrum et sinistrum); в каждом из них объединяются три филогенетически и функ­ционально различные системы: 1) обонятельный мозг (rhinencephalon); 2) базальные ядра (nuclii basales)', 3) кора большого мозга (cortex cerebri) — конвекситальная, базальная, медиальная.
В каждом полушарии имеется пять долей: лобная (lobus frontalis), те­менная (lobus parietalis), затылочная (lobus occipitalis), височная (lobus temporalis) и островковая — островок (lobus insularis, insule).

Кора большого мозга (cortex cerebri) — наиболее высокодифференци­рованный раздел нервной системы — подразделяется на древнюю (paleocortex), старую (archeocortex), среднюю, или промежуточную (mesocortex) и новую (neocortex) кору. У человека новая кора — наиболее сложная по строению — по протяженности составляет 96% от всей по­верхности полушарий. Наиболее типична для человека новая шестислой-ная кора, однако в разных отделах мозга число слоев различно. По мор­фологическим критериям выделены разные цитоархитектонические поля, характеризующиеся различным строением клеток. Наибольшее признание получила цитоархитектоническа карта полей Бродмана, согласно которой выделяются 52 поля.

В пределах новой коры у человека наибольшее развитие получили ассоциативные отделы. Одновременно отмечается усложнение и диф-ференцировка ассоциативных таламических ядер, подкорковых узлов, а также филогенетически новых отделов мозгового ствола. Существен­но более развиты у человека по сравнению со всеми представителями животного мира, включая и высших приматов, лобные доли мозга — как их корковые отделы, так и подкорковые связи.

Известно, что число исходных типов нервных клеток сравнитель­но невелико, однако характер объединения нейронов в микро- и макро­ансамбли, их расположение, связи друг с другом и другими ансамб­лями позволяют формировать бесчисленное количество вариантов свя­зей, входящих в макросистемы с различными индивидуальными характеристиками. Таким образом, в организации мозга можно вычле­нить как общие принципы строения и функционирования, присущие всем макросистемам, так и динамически изменяющиеся индивидуальные особенности этих систем, определяемые индивидуальными особеннос­тями составляющих их микросистем.
Установлено, что головной мозг человека обладает значительной из­менчивостью. Различают этническую, половую, возрастную и индивиду­альную изменчивость. Этнические различия, сохраняющиеся от поколе­ния к поколению, относятся к общему весу (массе) головного мозга, его размерам, организации борозд и извилин. Считается, однако, что сред­ний вес мозга, свойственный одной этнической группе — весьма условный показатель, так как индивидуальная изменчивость может перекрывать средние величины. Масса мозга коррелирует с весом тела и формой черепа.
Установлены различия между мужским и женским мозгом: 1375 г. для мужчин и 1245 г. для женщин — средние показатели веса мозга в Европе. С возрастом масса мозга и морфологическое строение отдель­ных структур и проводящих волокон (мозолистого тела, передних комиссур и др.) изменяются, причем у женщин эти изменения менее заметны, чем у мужчин. С момента рождения головной мозг постепен­но увеличивается и достигает максимальной массы к 20-ти годам; после 50-ти лет происходит постепенное уменьшение массы мозга (пример­но на 30 г. каждые 10 лет жизни).

В нейропсихологии на основе анализа клинических данных (т.е. изуче­ния нарушений психических процессов при различных локальных пора­жениях мозга) была разработана общая структурно-функциональная мо­дель работы мозга как субстрата психической деятельности. Эта модель, предложенная А.Р.Лурия (1973), характеризует наиболее общие законо­мерности работы мозга как единого целого и является основой для объяс­нения его интегративной деятельности. Согласно данной модели, весь мозг может быть подразделен на три основных структурно-функциональных блока: 1-й — энергетический — блок, или блок регуляции уровня активнос­ти мозга; 2-й блок — приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е. исходящей извне) информации; 3-й блок — программирова­ния, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Каждая высшая психическая функция (или сложная форма сознатель­ной психической деятельности) осуществляется при участии всех трех блоков мозга, вносящих свой вклад в ее реализацию. Блоки мозга харак­теризуются определенными особенностями строения, физиологически­ми принципами, лежащими в основе их работы, и той ролью, которую они играют в осуществлении психических функций.

Первый — энергетический — блок включает неспецифические структу­ры разных уровней: ретикулярную формацию ствола мозга, неспецифи­ческие структуры среднего мозга, диэнцефальных отделов, лимбическую систему, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. Данный блок мозга регулирует процессы активации: общие генера-
лизованные изменения активации, являющиеся основой различных функ­циональных состояний, и локальные избирательные изменения актива­ции, необходимые для осуществления высших психических функций. Первый тип процессов активации связан с длительными тоническими сдвигами в активационном режиме работы мозга, с изменением уровня бодрствования; второй тип процессов активации — это преимуществен­но кратковременные фазические изменения в работе отдельных структур (систем) мозга. Разные уровни неспецифической системы вносят раз­личный вклад в обеспечение длительных, тонических и кратковремен­ных фазических процессов активации. Нижние уровни неспецифической системы (ретикулярные отделы ствола и среднего мозга) обеспечивают преимущественно первый тип процессов активации; уровни неспецифи­ческой системы (диэнцефальный, лимбический и особенно корковый), расположенные выше, связаны преимущественно с регуляцией кратков­ременных фазических, избирательных форм процессов активации. Медио­базальные отделы коры больших полушарий обеспечивают регуляцию избирательных селективных форм процессов активации, которая осуще­ствляется с помощью речевой системы. Первый тип процессов активации связан преимущественно с работой медленно действующей системы регуляции активности, в изучение которой боль­шой вклад внесли работы Н.А.Аладжаловой (1962, 1979); второй тип про­цессов активации обеспечивается механизмами быстро действующей ак-тивационной системы, регулирующей протекание различных ориенти­ровочных реакций, изучение которых в нашей стране связано прежде всего с именем Е.Н.Соколова и его сотрудников (Е.Н.Соколов, 1958, 1974, 1997; Н.Н.Данилова, 1985, 1998 и др.).

Второй блок — блок приема, переработки и хранения экстероцеп-тивной (т.е. исходящей из внешней среды) информации — включает основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которых расположены в задних отде­лах больших полушарий головного мозга. Работа этого блока обеспе­чивает модально-специфические процессы, а также сложные интегративные формы переработки экстероцептивной информации, необходимой для осуществления высших психических функций. Мо­дально-специфические (или лемнисковые) пути проведения возбуж­дения имеют иную, чем неспецифические пути, нейронную органи­зацию, им присуща четкая избирательность, проявляющаяся в реаги­ровании лишь на определенный тип раздражителей.

Третий блок — блок программирования, регуляции и контроля за проте­канием психической деятельности — включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Лобные доли ха­рактеризуются большой сложностью строения и множеством двухсто­ронних связей с корковыми и подкорковыми структурами. К третьему блоку мозга относится конвекситальная лобная кора с ее корковыми и подкорковыми связями.

Общая структурно-функциональная модель организации мозга, предложенная А.Р.Лурия, предполагает, что различные этапы про-
извольной, опосредованной речью, осознанной психической деятель­ности осуществляются с обязательным участием всех трех блоков мозга.

В начальной стадии формирования мотивов в любой сознательной психической деятельности (гностической, мнестической, интеллек­туальной) принимает участие преимущественно первый блок мозга. Он обеспечивает также оптимальный общий уровень активности моз­га и осуществление избирательных, селективных форм активности, необходимых для протекания конкретных видов психической деятель­ности. Первый блок мозга преимущественно ответствен и за эмоцио­нальное «подкрепление» психической деятельности (переживание ус­пеха—неуспеха). Стадия формирования целей, программ деятельности связана преимущественно с работой третьего блока мозга, также как и стадия контроля за реализацией программы. Операциональная ста­дия деятельности реализуется преимущественно с помощью второго блока мозга. Поражение одного из трех блоков (или его отдела) отра­жается на любой психической деятельности, так как приводит к нару­шению соответствующей стадии (фазы, этапа) ее реализации. Данная общая схема функционирования мозга как субстрата сложных созна­тельных форм психической деятельности находит конкретное подтвер­ждение при нейропсихологическом анализе нарушений высших пси­хических функций, возникающих вследствие локальных поражений головного мозга.

ПАТОПСИХОЛОГИЯ

Патопсихология - это отрасль психологической науки, изучающая изменения психической деятельности вследствие психических или соматических заболеваний. Ее данные имеют большое теоретическое и практическое значение для различных отраслей психологии и психопатологии.

Патопсихология, являясь психологической дисциплиной, исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме. Она изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме.

Метод количественного измерения остается до настоящего времени ведущим в работе многих психологов за рубежом, работающих в области психиатрии. В многочисленных опубликованных за последние годы монографиях и статьях, посвященных экспериментально-психологическому исследованию больных, приводятся методы тестовых исследований вплоть до вычисления IQ.

При исследовании больных методами, направленными на измерение функций, не могут быть учтены ни особенности умственной деятельности, ни качественная сторона нарушения, ни возможности компенсации, анализ которых столь необходим при разрешении клинических задач, особенно психокоррекционных.

Путем измерения выявляются лишь конечные результаты работы, сам же процесс ее, отношение испытуемого к заданию, мотивы, побудившие испытуемого избрать тот или иной способ действия, личностные установки, желания, словом, все многообразие качественных особенностей деятельности испытуемого не может быть обнаружено.

Патопсихологическое исследование включает и беседу с больным, которую часто называют "направленной", "клинической". Проще ее назвать "беседа с испытуемым", в данном случае с больным испытуемым.

Беседа состоит из двух частей. Первая часть — это беседа, в узком смысле этого слова. Экспериментатор разговаривает с больным, не проводя еще никакого эксперимента. Беседа может осуществляться до или после экспериментальной работы с больным. Вторая часть беседы — это беседа во время эксперимента, потому что эксперимент — это всегда общение с больным. Общение может быть вербальное, т.е. экспериментатор что-то говорит ему, указывает, подсказывает, хвалит или, наоборот, порицает. Но эта "беседа" может быть и не в вербальном плане, но своей мимикой экспериментатор показывает больному, хорошо или плохо он делает; как и в реальной жизни, можно пожать плечами, поднять брови, можно удивленно посмотреть, улыбнуться, нахмуриться, т.е. в зависимости от обстоятельств (это тоже вид общения).

При решении проблемы сознания в психологии советские ученые исходят из положений марксистско-ленинской философии. Сознание рассматривается как высшая, связанная с речью функция мозга, отражающая в обобщенном виде реальную действительность и целенаправленно регулирующая деятельность человека. Большое внимание проблеме сознания в психологии уделял С. Л. Рубинштейн. Говоря, что сознание — это процесс осознания субъектом объективного бытия реальности, он делал акцент на том, что сознание есть знание того, как объект противостоит познающему субъекту. Проблеме связи сознания с деятельностью уделяется внимание и в трудах А. Н. Леонтьева. Он прямо указывает, что сознание можно понять "как субъективный продукт, как преобразованную форму проявления тех общественных по своей природе отношений, которые осуществляются деятельностью человека в предметном мире... В продукте запечатлевается не образ, а именно деятельность — то предметное содержание, которое она объективно несет в себе".

Понятие сознания, которое А. В. Снежневский определяет как "условное", базируется на взглядах немецкого психиатра К. Ясперса, рассматривающего сознание как фон, на котором происходит смена различных психических феноменов. Соответственно при душевных заболеваниях сознание может нарушаться независимо от других форм психической деятельности и наоборот. Так, в историях болезни можно встретить выражения, что у больного имеет место бред при ясном сознании, нарушено мышление на фоне ясного сознания и т.п. Метафорические признаки "ясности" и "помрачения" сознания, введенные К. Ясперсом, стали определяющими для характеристики сознания в учебниках психиатрии до настоящего времени. Вслед за К. Ясперсом в качестве критериев помраченного сознания берутся:

1.дезориентировка во времени, месте, ситуации;

2.отсутствие отчетливого восприятия окружающего:

3.разные степени бессвязности мышления;

4.затруднение воспоминаний происходящих событий и субъективных болезненных явлений.

Для определения состояния помраченного сознания решающее значение имеет установление совокупности всех вышеперечисленных признаков. Наличие одного или нескольких признаков не может свидетельствовать о помрачении сознания.

В психиатрии различают разные формы нарушения сознания.

Оглушенное состояние сознания . Одним из наиболее распространенных синдромов нарушения сознания является синдром оглушенности, который чаще всего встречается при острых нарушениях ЦНС, при инфекционных заболеваниях, отравлениях, черепно-мозговых травмах. Оглушенное состояние сознания характеризуется резким повышением порога для всех внешних раздражителей, затруднением образования ассоциаций. Больные отвечают на вопросы как бы "спросонок", сложное содержание вопроса не осмысливается. Отмечается замедленность в движениях, молчаливость, безучастие к окружающему. Выражение лица у больных безразличное. Очень легко наступает дремота. Ориентировка в окружающем неполная или отсутствует. Состояние оглушения сознания длится от минут до нескольких часов.

Делириозное помрачение сознания . Это состояние резко отличается от оглушенного. Ориентировка в окружающем при нем тоже нарушена, однако она заключается не в ослаблении, а в наплывах ярких представлений, непрерывно возникающих обрывков воспоминаний. Возникает не просто дезориентировка, а ложная ориентировка во времени и пространстве. На фоне делириозного состояния сознания возникают иногда преходящие, иногда более стойкие иллюзии и галлюцинации, бредовые идеи. В отличие от больных, находящихся в оглушенном состоянии сознания, больные в делирии говорливы. При нарастании делирия обманы чувств становятся сценоподобными: мимика напоминает зрителя, следящего за сценой. Выражение лица становится то тревожным, то радостным, мимика выражает то страх, то любопытство. Нередко в состоянии делирия больные становятся возбужденными. Как правило, ночью делириозное состояние усиливается. Делириозное состояние наблюдается в основном у больных с органическими поражениями головного мозга после травм, инфекций.

Онейроидное (сновидное) состояние сознания (впервые описанное Майер-Гроссом) характеризуется причудливой смесью отражения реального мира и обильно всплывающих в сознании ярких чувственных представлений фантастического характера. Больные "совершают" межпланетные путешествия, "оказываются среди жителей Марса". Нередко встречается фантастика с характером громадности: больные присутствуют "при гибели города", видят, "как рушатся здания", "проваливается метро", "раскалывается земной шар", "распадается и носится кусками в космическом пространстве". Иногда у больного приостанавливается фантазирование, но затем незаметно для него в сознании вновь начинают возникать такого рода фантазии, в которых всплывает, по-новому формируясь, весь прежний опыт, все, что он читал, слышал, видел. Одновременно больной может утверждать, что он находится в психиатрической клинике, что с ним разговаривает врач. Обнаруживается сосуществование реального и фантастического. К. Ясперс, описывая подобное состояние сознания, говорил о том, что отдельные события реальной ситуации заслоняются фантастическими фрагментами, что онейроидное сознание характеризуется глубоким расстройством самосознания. Больные оказываются не только дезориентированы, но у них отмечается фантастическая интерпретация окружающего. Если при делирии происходит воспроизведение некоторых элементов, отдельных фрагментов реальных событий, то при онейроиде больные ничего не помнят из того, что происходило в реальной ситуации, они вспоминают иногда лишь содержание своих грез.

Сумеречное состояние сознания . Этот синдром характеризуется внезапным наступлением, непродолжительностью и столь же внезапным прекращением, вследствие чего его называют транзисторным, т.е. преходящим. Приступ сумеречного состояния кончается критически, нередко. с последующим глубоким сном. Характерной чертой сумеречного состояния сознания является последующая амнезия. Воспоминания о периоде помрачения сознания полностью отсутствуют. Во время сумеречного состояния больные сохраняют возможность выполнения автоматических привычных действий. Например, если в поле зрения такого больного попадает нож, больной начинает совершать привычное с ним действие — резать, независимо от того, находится ли перед ним хлеб, бумага или человеческая рука. Нередко при сумеречном состоянии сознания имеют место бредовые идеи, галлюцинации. Под влиянием бреда и напряженного аффекта больные могут совершать опасные поступки. Сумеречное состояние сознания, протекающее без бреда, галлюцинаций и изменения эмоций, носит название "амбулаторного автоматизма" (непроизвольное блуждание). Страдающие этим расстройством больные, выйдя из дому с определенной целью, вдруг неожиданно и непонятным для себя образом оказываются в другом конце города. Во время этого бессознательного путешествия они механически переходят улицы, едут в транспорте и производят впечатление погруженных в свои мысли людей.

Псевдодеменция . Разновидностью сумеречного состояния сознания является псевдодеменция. Она может возникнуть при тяжелых деструктивных изменениях в центральной нервной системе и при реактивных состояниях и характеризуется остро наступающими расстройствами суждения, интеллектуально-мнестическими расстройствами. Больные забывают название предметов, дезориентированы, с трудом воспринимают внешние раздражители. Образование новых связей затруднено, временами можно отметить иллюзорные обманы восприятия, нестойкие галлюцинации с двигательным беспокойством. Больные апатичны, благодушны, эмоциональные проявления скудны, недифференцированы. Поведение нередко напоминает нарочито детское. Так, взрослый больной при вопросе, сколько у него пальцев на ногах, снимает носки, чтобы сосчитать их. Мы остановились лишь на некоторых формах нарушения сознания. В действительности же их проявления в клинике значительно разнообразнее, но нам важно было познакомить читателя с теми понятиями, в которых нарушения сознания интерпретируются и описываются в клинике. Наряду с. различными формами нарушения сознания как отражения окружающей действительности в клинике встречается своеобразная форма нарушения самопознавания — деперсонализация.

Деперсонализация . Характеризуется чувством отчуждения собственных мыслей, аффектов, действий, своего "Я", которые воспринимаются как бы со стороны. Частым проявлением деперсонализации является нарушение "схемы тела" — нарушение отражения в сознании основных качеств и способов функционирования собственною тела. его отдельных частей и органов. Подобные нарушения, получившие название "дисморфобии", могут возникать при разных заболеваниях — при эпилепсии, шизофрении, после черепно-мозговых травм и др.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } }
Психология 100 Психология 100
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ
Яндекс.Метрика