Сегодня  Суббота, 18.05.2024, 11:18
Гость | "Гость"      
Главная Мой профиль  Регистрация Выход                                                                                                     
                                                                                                                                                                СПЕЦИАЛИСТУ     ССЫЛКИ     КОНФЕРЕНЦИЯ

SCHOOL

ПРОГРАММА ПРОЕКТА. СТУПЕНИ 1-3

 

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

16.04.14 – Основы семейной психотерапии. Практические упражнения.

 

ОСНОВЫ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Психологическое консультирование семьи должно быть направлено на восстановление или преобразование связей членов семьи друг с другом и миром, на развитие умения понимать друг друга и формировать полноценное семейное Мы, гибко регулируя отношения как внутри семьи, так и с различными социальными группами.

Основные стадии процесса консультирования.

Психологическое консультирование – это целостная система. Его можно представить как разворачивающийся во времени процесс, совместно-разделенную деятельность консультанта и клиента, в которой выделяются три основных компонента.

Диагностический – систематическое отслеживание динамики развития человека или семьи, обратившейся за помощью; сбор и накопление информации и минимальные и достаточные диагностические процедуры. На основе совместного исследования психолог и клиент определяют ориентиры совместной работы (цели и задачи), распределяют ответственность, выявляют пределы необходимой поддержки.

При работе с каждой семьей цели и задачи уникальны, как и ее жизненная ситуация, но если говорить об общей задаче консультирования семьи – то это вовсе не «обеспечение психологического комфорта» и «избавление от страданий»; главное в кризисной ситуации – помочь принять жизнь во всех ее проявлениях (не исключая страдания), пройти через жизненные трудности и, переосмыслив свои отношения с собой, другими, миром в целом, принять ответственность за свою жизнь и жизнь своих близких и продуктивно преобразовать жизненную ситуацию.

Консультант осуществляет необходимую поддержку клиента, гибко изменяя ее форму и меру в соответствии с его состоянием и перспективой ближайшего развития. Семья сама и только сама может пережить события, обстоятельства и изменения своей жизни, породившие семейное неблагополучие. И никто не может сделать этого за членов семьи, как не может самый лучший учитель понять за своего ученика объясняемый материал. Консультант может лишь создать условия для изменений и стимулировать этот процесс: организовывать, направлять, обеспечивать благоприятные для него условия, стремясь к тому, чтобы он вел к совершенствованию семьи или, по крайней мере, не шел патологическим либо социально неприемлемым путем (алкоголизм, невротизация, психопатизация, самоубийство, преступление и т.п.). Таким образом, цель максимально учитывает особенности клиента и его жизненной ситуации.

Основной этап консультирования – отбор и применение средств, которые позволяют создать условия, стимулирующие позитивные изменения в семейных отношениях и способствующие овладению способами продуктивного взаимодействия. На этом этапе консультант осмысливает результаты диагностики (совместного исследования, отслеживания) и на их основе продумывает, какие условия необходимы для благоприятного развития семьи и личности, обретения членами семьи положительных отношений к себе, другим, миру в целом и гибкости, способности успешно контактировать между собой и с социумом, адаптироваться в нем. Затем он разрабатывает и реализует гибкие индивидуальные и групповые программы социально-психологической поддержки семьи, ее развития, ориентированные на конкретную семью и конкретных детей и взрослых и учитывающие их особенности и потребности. Предусматривается также создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи взрослым и детям, имеющим особенно сложные проблемы.

Анализ промежуточных и конечных результатов совместной работы и внесение на их основе изменений в программу консультирования-сопровождения.

Психологическое консультирование – пролонгированный, многостадийный процесс. Его процессуальный анализ предполагает выделение динамики, которая состоит из стадий, ступеней и шагов, причем следует различать динамику отдельной встречи (консультации или тренинга) и динамику всего процесса консультирования.

Для осмысления динамики можно воспользоваться метафорой совместного путешествия от наличной ситуации к желаемому будущему. Тогда консультирование предстанет как помощь клиенту в решении трех основных задач:

определить «место, на котором в момент обращения находится семья» (В чем состоит проблема? В чем сущность семейного неблагополучия и его причины?);

выявить «место, куда хочет прийти путник», т.е. состояние, которого хочет достичь семья или отдельный обратившийся клиент (сформировать образ желаемого будущего, определить его реальность) и выбор направления изменений (Что делать? В каком направлении двигаться?);

помочь клиенту (семье) туда перебраться (Как это сделать?).

Процесс решения первой задачи соответствует диагностическому компоненту сопровождения; третью можно представить как преобразование или реабилитацию. Для второй задачи готового термина еще нет; она решается в ходе соглашения между клиентом и психологом. Условно этот этап можно назвать «ответственным решением» или «выбором пути».

Эта трехчленная модель имплицидно присутствует в ряде ин-тегративных подходов к консультированию в психологии и социальной работе (В.А.Горянина, 1996; Дж.Иген, 1994 и др.).

Во многом выбор методов и контактных техник определяется тем уровнем, на котором осуществляется консультационный процесс. Принято выделять внешний и внутренний уровни консультирования.

Работа на внешнем уровне вполне достаточна для решения неглубоко укоренившихся личных и семейных проблем. Она часто применяется на первой встрече (особенно при консультировании семейной пары). Здесь широко используются технологии создания помогающих отношений, разработанные в гуманистической психологии (К.Роджерс, Ф.Василюк и др.). Доверительные отношения, создаваемые при этом, порождают открытость, которая помогает каждому члену семьи высказать все, что у него на уме, и выразить свои подлинные чувства. Это первый шаг к прояснению проблемы, шаг к себе самому и к другому человеку.

Используются на этом уровне и различные техники, разработанные в поведенческой психологии. В частности, бихевиористская модификация «контрактной терапии», когда супруги договариваются вознаграждать друг друга за то поведение, которого они ожидают от партнера.

На более глубоком уровне (при работе с проблемами со-зависимости, перераспределения власти и т.п.), когда необходимо оказать воздействие на менее осознанные процессы, используются методы, разработанные в психоанализе, гештальттерапии и психодраме.

Значительное количество техник и технических приемов, используемых в настоящее время в современной семейной терапии, было позаимствовано из общей психотерапии. Однако помимо этого были разработаны и оригиналь­ные семейно-ориентированные техники, основанные на теоретических разра­ботках в рамках психологии и психотерапии семьи.

Техника семейной терапии представляет собой специально организованную терапевтом системную процедуру, включающую комплекс приемов, предпи­саний, действий, осуществляемых терапевтом в отношении семьи в рамках терапевтического процесса. Разработанная в рамках определенного метода (на­правления, школы) психотерапии, техника преследует определенную цель и направлена на решение одной или нескольких терапевтических задач.

Каждое направление делает акцент на тех или иных способах работы с се­мьей, на специальных технических приемах, которые иногда являются свое­образной «визитной карточкой» данного подхода. К таким «визитным карточ­кам» относятся, например, парадоксальные предписания стратегических семейных терапевтов, «воспоминания» терапевтов адлерианского направления.

Выбор и использование той или иной техники при рабо­те с семьей определяется следующими факторами:

□  особенности проблемной ситуации семьи, обратившейся за психологи­ческой помощью (этап жизненного цикла, на котором находится семья; специфика переживаемого семьей кризиса и др.);

□  особенности семьи как системы (состав семьи; степень дисфункции се­мейной системы; уровень развития коммуникативных навыков членов семьи, социокультурные особенности и др.);

□  особенности терапевтической ситуации (пространственно-временной континуум процесса психотерапии; композиция психотерапевтической команды и др.);

□  уместность использования техники на данном этапе работы с семьей;

□  предпочтения терапевта, основанные на его личностных особенностях (данный технический прием должен органично сочетаться с индивиду­альным терапевтическим стилем психотерапевта).

Таблица 1.

Процессуально-техническая модель семейной психотерапии

 

Этап семейной психотерапии

Техники и технические приемы, используемые в семейной терапии

Общие техники

Техники семейной терапии

1. Установление контакта с семьей

Техники установления контакта.

Технические приемы ведения беседы

Техники присоединения к семейной системе

2. Сбор информации о проблемной ситуации и особенностях взаимо­отношений членов дисфункциональной семьи

Технические приемы ведения беседы (техники слушания: постановка вопросов, выясне­ние, перефразирование, уточ­нение, отражение и выяснение чувств, интерпретация, обобщение и др.)

Циркулярное интервью. Про­слеживание циркулярных после­довательностей. Техники, используемые для диагностики семенной системы (определение типа структурных нарушений и дисфункциональных паттернов семейного взаимодействия): социометрические техники, техники, основанные на использовании воображения

3. Выдвижение и проверка терапевтических гипотез

Технические приемы ведения беседы (техники слушания: постановка вопросов, выяс­нение, перефразирование, уточнение, отражение и выяс­нение чувств, интерпретация, обобщение и др.)

Социометрические техники.

Техники, основанные на использовании воображения

4. Психотерапевтическое вмешательство

Конфронтация. Прямые директивы. Интерпретации.

Структурные вмешательства.

Техники, основанные на использовании воображения.

Парадоксальные техники. Поведенческие техники

5. Завершение психотерапии

Технические приемы ведения беседы (обобщение, резюмирование и др.)

Социометрические техники, техники, основанные на исполь­зовании воображения, предна­значенные для диагностики произошедших в семье изме­нений и определения эффек­тивных способов использования внутренних ресурсов семьи

 

Существует ряд неспецифических техник, которые могут использоваться на разных этапах как семейного консультирования, так и психотерапии. Общие (неспецифические) техники обслуживают сам процесс терапии, способствуя поддержанию контакта с семьей, достижению взаимопонимания, передаче ин­формации семье и т. п. Техники семейной терапии направлены на достижение изменений в семейной системе на любом из уровней ее функционирования:

□  индивидуальном — изменения наступают на уровне поведения отдель­ных членов семьи;

П микросистемном, предполагающем изменения структуры нуклеарной семьи и способов взаимодействия ее членов;

□  макросистемном —качественные изменения касаются взаимоотноше­ний членов расширенной семьи;

□  мегасистемном, результатом изменения которого становится повыше­ние степени эффективности взаимодействия семьи с социальными ин­ститутами.

Основные инструменты психолога и психотерапевта, независимо от при­надлежности к той или иной психотерапевтической школе, - это навыки на­блюдения за клиентом (семьей), проявления внимания и интереса, техники слушания и воздействия. Этими инструментами служат вербальные и невер­бальные формы коммуникации. Используемые в семейной психотерапии тех­ники (техники слушания и воздействия) аналогичны используемым в индивидуальном психологическом консультировании и психотерапии (Алешина Ю. Е., 1994; Айви А. Е. с соавт, 1999; Кочюнас Р., 1999, и др.).

Так, например, селективное внимание при работе с семьей проявляется в том, что психотерапевт избирательно обращает внимание или выборочно игнориру­ет некоторые взаимодействия и высказывания членов семьи. В идеале психоте­рапевт должен следить за всеми проявлениями семьи, анализировать их взаимо­действия, отслеживать телесные проявления. Так как семья — сложный объект для наблюдения и воздействия, с ней часто работает команда психотерапевтов.

Обычно психотерапевт активно использует и вербальные, и невербальные средства общения с семьей. К помощи слов терапевт в большей мере прибега­ет с целью передачи информации, в то время как невербальный канал приме­няется им для выражения поддержки, демонстрации внимания, интереса, со­переживания.

В свою очередь, вербальные и невербальные проявления членов семьи и в особенности соотнесение того, что члены семьи рассказывают о себе и о про­блемной ситуации, с выражением их лиц, жестами, характером поз, размеще­нием в пространстве, служат источником важной информации, которая мо­жет быть использована психотерапевтом в работе с ними.

С самого начала терапии важно помнить о том, что семья обратилась за по­мощью, и на первом этапе работы важно установление контакта, а не демонст­рация технических приемов.

Если психолог хочет, чтобы его клиенты чувствовали себя уютно, он должен соблюдать золотое правило — «держать нужную дистанцию». Лучше всего дать членам семьи возможность самостоятельно выбрать удобное для них расстояние.

Анализируя свое первое впечатление о семье, психолог может задать себе следующие вопросы:

□ Как относительно друг друга сели члены семьи? Каковы предваритель­ные гипотезы о структуре семьи?

□ На каком расстоянии от терапевта сели разные члены семьи? Кто ближе всех, кто дальше?

□ Именяют ли члены семьи дистанцию на протяжении сессии?

Если кто-либо из членов семьи часто меняет дистанцию во время сессии, нужно обратить на это его внимание и выяснить, осознает ли он свое невербаль­ное поведение, а также отношение остальных членов семьи к его поведению.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Психология 100 Психология 100
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ
Яндекс.Метрика