Сегодня  Суббота, 18.05.2024, 07:02
Гость | "Гость"      
Главная Мой профиль  Регистрация Выход                                                                                                     
                                                                                                                                                                СПЕЦИАЛИСТУ     ССЫЛКИ     КОНФЕРЕНЦИЯ

SCHOOL

ПРОГРАММА ПРОЕКТА. СТУПЕНИ 1-3

 

 

ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ

ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОТЕРАПИЯ

 

25.05.14 – «Мофицированная методика применения «Горячего стула» в одной российской семье» - доклад на X Международной научно-практической конференции гештальт-терапии. Практические упражнения гештальт-психотерапии.

 

 

Гештальт-терапия обладает большим количеством разнообразных техник, многие из которых заимствованы из других видов психотерапии, например из психодрамы, транзактного анализа, арт-терапии. Гештальтисты считают, что в рамках их подхода допустимо использование любой техники, служащей естественным продолжением диалога терапевта и клиента и усиливающей процессы осознавания.

Гештальт-терапия может осуществляться в форме как индивидуальных, так и групповых сессий. При этом групповая работа в рамках гештальттерапии имеет свою специфику: в гештальт-группах акцент делается не на групповой динамике, хотя она и не игнорируется терапевтом, а на индивидуальной работе с одним членом группы, заявившим свою проблему. Таким образом, группа здесь является резонатором, хором, на фоне которого выступает солист.

Первым техническим приемом, используемым в процессе гештальт-терапии, служит заключение контракта. Как уже отмечалось, в этом направлении психотерапии терапевт и клиент являются равноправными партнерами и клиент несет собственную ответственность за результаты терапии. При заключении контракта оговаривается этот аспект, а также формулируются цели, которые ставит перед собой клиент. Для клиента, постоянно уходящего от ответственности, эта ситуация является проблемной и требует проработки. Таким образом, уже на стадии заключения контракта клиент учится брать на себя ответственность за себя и за то, что с ним происходит.

В гештальт-терапии принято разделение техник на две группы: техники диалога и проективные техники. Техника диалога — это работа, осуществляемая на границе контакта между клиентом и терапевтом. Терапевт отслеживает механизмы прерывания клиента и выносит свои эмоции и переживания, как часть среды, окружающей клиента, на границу контакта. Другая группа техник — это так называемые проективные техники, которые используются для работы с образами, сновидениями, воображаемыми диалогами, «частями» личности и т. п. Однако четкое разграничение этих техник возможно только в теории, в практической же работе они тесно взаимосвязаны.

Одной из наиболее известных техник является техника «горячего стула», применяющаяся в ходе групповой работы. «Горячий стул» — это место, на которое садится клиент, намеревающийся рассказать о своей проблеме. При этом взаимодействие осуществляется только между ним и ведущим группы, а остальные члены группы становятся безмолвными слушателями и зрителями и включаются во взаимодействие только по просьбе терапевта. По окончании сессии члены группы сообщают о своих чувствах, причем необходимо, чтобы участники говорили именно о чувствах, а не давали советы и не оценивали человека, сидящего на «горячем стуле».

Еще одной оригинальной гештальт терапевтической техникой является концентрация (фокусированное осознавание). Осознавание должно происходить на трех уровнях: осознавание внешнего мира (что я вижу, слышу), внутреннего мира (эмоции, телесные ощущения), а также мыслей. Клиент, придерживаясь принципа «здесь и сейчас», рассказывает о том, что он осознает в данный момент, например: «Сейчас я сижу на стуле и смотрю на терапевта. Я чувствую напряжение и замешательство. Я слышу, как сильно стучит мое сердце». Этот эксперимент выполняет несколько функций. Во-первых, он позволяет усилить, обострить ощущение настоящего; Перлз описывает ситуации, когда после использования этой техники пациенты говорили о том, что мир для них стал реальнее и ярче. Во-вторых, этот эксперимент помогает осознать способы, с помощью которых человек убегает от реальности (например, воспоминания или фантазии о будущем). В-третьих, монолог-осознавание является ценным материалом для терапии.

Техники гештальта с практической точки зрения удобны тем, что их достаточно легко использовать при работе в малых и средних группах. Однако техника «Горячего стула» является достаточно эффективной и при работе в индивидуальной терапии. Ниже я приведу фрагмент выдержки из работы «Модифицированная техника упражнения «Горячий стул» в одной из российских семей». Материал приводится в полном соответствии с научной работой (за полным текстом Вы можете обратиться к автору, или дождаться, пока работа станет доступна на нашем сайте).

 

Контингент: классическая традиционная семья, состоящая из 2 взрослых 32 и 35 лет (женский и мужской пол супругов соответственно), и одного ребенка 17 лет.

Первичный запрос: участившиеся ссоры между супругами и, как следствие, конфликт между ребенком и родителями.

Первичный прием и первичная беседа: была проведена в домашней обстановке по желанию пациентов. В ходе беседы был выслушан основной запрос о помощи от пациентов.

Дальнейшая тактика и терапия: после первичного приема в первую встречу я не давал никаких рекомендаций и не проводил анализ. В последующую встречу через 7 дней была проведена беседа с супругой. После нее я понял, что основной запрос женщины был в помощи понимания взаимоотношения с ребенком. На вопрос о ссорах с мужем все сводилось к тому, что ссоры возникали на почве разногласий по вопросу отношений с сыном. Через неделю еще я провел отдельную беседу с супругом, но уже знал, что предложу ему сразу же, в этот день попробовать упражнение «горячий стул». После беседы итог можно свести к следующему: проблем в отношениях между супругами как таковых нет, возникают разногласия на тему проведения свободного времени и общения сына с ровесниками и сверстниками. Однако так, как от пациента изначальный запрос поступил о помощи взаимоотношений супругов, то я предложил сделать упражнение.

Инстукция для пациента: стандартная по методике (описание см. выше).

Техника упражнения: чтобы супругу было проще делать упражнение, я поставил стул напротив него, и сел, закрыв лицо специально привезенной подушечкой. Мужчина расслабился, сосредоточился и через 3-4 минут буквально «выпалил» все накопившееся к супруге.

Уточнение: запись упражнения мы не вели и пометок не делали. Однако на следующий день, когда я звонил узнать результаты, он сказал, что поговорили с супругой в отсутствие сына и в дальнейшем проблем у них на этой почве не возникало.

Психология 100 Психология 100
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ
Яндекс.Метрика