Сегодня  Суббота, 18.05.2024, 11:18
Гость | "Гость"      
Главная Мой профиль  Регистрация Выход                                                                                                     
                                                                                                                                                                СПЕЦИАЛИСТУ     ССЫЛКИ     КОНФЕРЕНЦИЯ

SCHOOL

ПРОГРАММА ПРОЕКТА. СТУПЕНИ 4-5

 

 

ПЯТАЯ СТУПЕНЬ

КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ

 

25.10.14 – теория. Приемы снятия напряжения пациента. Первые итоги терапии. Клинический случай работы. 

 

ТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ ПАЦИЕНТА

Уважаемые студенты! Вот мы с Вами и начинаем рассматривать конкретные техники работы с пациентами, которые были опробованы нами и успешно применяются. Все методики широко доступны для использования и не требуют наличия специфических знания по терапии. Однако мы ностоятельно рекомендуем ознакомиться с теорией применения техник и только потом переходить к практике. За дополнительными материалами Вы можете обратиться к дополнительным материалам проекта или связаться с нами на сайте.

 

ТЕХНИКА 1. ПРОГРЕССИВНАЯ МЫШЕЧНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ ПО ДЖЕКОБСОНУ

Сядьте удобно, руки — на колени, ноги — ощущают опору, закройте глаза. Расслабьтесь. Сделайте медленные и глубокие вдох-выдох, 2-3 раза, следите за тем, как воздух проходит внутрь вас и выходит обратно. Крепко сожмите правую руку в кулак, как следует прочувствуйте это напряжение. Через 10 секунд полностью расслабьте руку. И еще раз — полностью расслабьте руку, ощущите, как напряжение уходит, а вместо него появляется ощущение расслабленности, тепла, комфорта. Почувствуйте разницу между напряжением и расслаблением в правой руке. Повторите цикл «напряжение»-«расслабление» на правой руке еще один раз. Сосредотачивайтесь только на тех мышцах, которые вы напрягаете и расслабляете.

Переходите к левой руке. Сожмите в кулак, расслабьте (так же, как делали с правой). Прочувствуйте напряжение и расслабление.Переходите к остальным группам мышц:

руки: согнуть руки в локтях, напрячь мышцы плеча; выпрямить руки, напрячь мышцы;

плечи: сгорбить и распрямить;

шея: наклонить голову вперед и упереться подбородком в грудь;

рот: открыть его как можно шире и расслабить;

язык: прижать к нёбу;

глаза: зажмурить изо всех сил и расслабить;

лоб: поднять брови как можно выше;

спина (если нет проблем со спиной!): прогнуть её, выпячивая грудь вперед;

ягодицы: сократить и расслабить мышцы;

живот: втянуть к позвоночнику и отпустить;

бёдра: вытянуть ноги и приподнять на несколько сантиметров над полом, удержать, расслабить;

икры: потянуть пальцы ног на себя, отпустить.

В конце упражнения сделайте несколько глубоких вдохов. Почувствуйте, как расслабление распространяется по вашему телу. Когда будете готовы открывать глаза, сосчитайте в обратном порядке от 10 до 1, с каждой следующей цифрой ощущая себя всё бодрее и свежее.

ТЕХНИКА 2. ИГРА С ТРЕВОГОЙ

1. Расскажите (опишите) о типичном, характерном содержании Вашей тревоги. Если у Вас несколько тревожных мыслей, то лучше взять для упражнения одно конкретное содержание, а потом провести такую же работу с остальными мыслями, содержаниями тревоги.

2. Постарайтесь сказать, как часто и как долго Вы думаете об этом в течение дня (сколько раз, какое количество времени в общей сложности).

3. Выберите время и место, не характерное для Вашей тревоги. Вы можете убедиться, что чем более постоянно Ваше место, тем более эффективна эта техника.

4. В это ответственное время Вам надо думать только о негативном содержании Вашей тревоги, о возможных негативных сценариях ее развития. Позвольте им возникать в Вашем сознании свободно, несмотря на то, что они будут доставлять Вам беспокойство и переживания. Не соблазняйтесь положительными альтернативами, которые Вам может подбрасывать сознание по принципу «Да... но!», продолжайте думать лишь о негативном содержании.

Вряд ли Вам удастся прокручивать все более худшие и опасные варианты более, чем несколько минут.

5. Подготовившись к началу сеанса, необходимо несколько раз хорошо вздохнуть и, начав спокойно и глубоко дышать, желательно с юмором обратиться к своему мозгу примерно так: «Ну, что ж, дорогой мозг, сегодня у нас будет кое-что новенькое, и я думаю, что ты хочешь мне помочь занять это время, так что, пожалуйста, подбрасывай мне и напоминай все, что можешь».

6. Как это ни неожиданно, но скоро Вы увидите, что нескольких минут (5—10) Вам будет достаточно, чтобы преобразовать тревогу в более спокойное, безопасное чувство или даже избавиться от нее совсем. Таким образом, потратив время только на «тревожную игру», Вы достигнете цели — ассоциировавшись с тревогой, Вы локализуете ее в определенном месте и ограничите в определенном времени.

В конце сеанса можно снова обратиться к своему сознанию:

«Да, дорогое сознание... уважаемое "Я"... (и т.п.)... ты неплохо поработало сегодня, спасибо тебе, я знал, что ты не подведешь меня в трудной ситуации...».

7. Полезно проводить «тревожную игру» с доверенным лицом (другом, близким человеком), однако этот человек не должен Вас расспрашивать, вникать в Ваше состояние, если Вы хотите сами научиться справляться со своими тревожными переживаниями.

 

ПЕРВЫЕ ИТОГИ ТЕРАПИИ

Теперь мы располагаем достаточными данными для подведения первых итогов работы с пациентами. Оптимальный вариант – занести все необходимые данные в карту терапии (однако не у всех есть возможность работы с ними). В любом случае, Вам необходимо систематизировать весь полученный материал от пациента и быть готовым к следующему приему и дальнейшей работе с пациентом.

Для начала запишите данные, полученные от самого клиента: фамилию, имя, отчество, полный возраст, место работы, семейное положение.

Затем отдельно отметьте основную формулировку проблемы самого пациента (с его слов). Старайтесь записывать слова как можно более точно, чтобы в дальнейшем иметь возможность опираться на них. После Вы можете записать Вашу гипотезу о проблеме пациента.

Далее необходимо отметить характерологические особенности пациента – отметить основную позу, жесты при нормальном диалогическом общении, реакция на вопросы, касающиеся интимных сторон жизни пациента. Если данных достаточно – можно попробовать предварительно отнести пациента к личности с определенным типом темперамента.

Желательно также, чтобы была возможность отметить физиологические особенности клиента – примерное телосложение (классификация по типам темперамента), замерить пульс и артериальное давление. Эти данные необходимы будут в дальнейшем для уточнения психологического диагноза.

Если Вы пробовали техники релаксации с пациентом на первичном приеме – то отметьте получается ли у пауиента успешно их применять.

Теперь Вы можете перейти к следующему шагу – подготовке к дальнейшей работе. Следующий шаг включает в себя уточнение запроса пациента, проведение необходимой психодиагностики с использованием тестовых или проективных методик (вторые рекомендуется использовать после 4-5 сеанса работы, при изучении личности пациента), и предварительную работу по терапии.

 

КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ

Сейчас я хочу поделиться одним случаем из своей практики – как раз по теме нашего занятия.

Тогда я был еще студентом 4-ого курса факультета психологии, и проходил практику в одном из психоневрологических диспансеров города Москвы. Моих теоретических знаний уже было достаточно для того, чтобы понять какое нарушение наблюдается у пациента. Предварительной беседы обсуждения пациента с куратором не было.

Пациент – молодой человек, на вид лет 19-20, нормального телосложения, роста примерно 180 см., видимыми нарушениями организма не располагает.

С пациентом была проведена первичная беседа – представление пациента. Затем пациенту были заданы следующие вопросы:

Т.: По-Вашему, почему Вы находитесь в данный момент здесь?

П.: У меня часто болит голова и врачи из дома привезли меня.

Т.: Как давно это было?

П.: Не знаю, не могу сказать.

Т.: Как долго вы находитесь тут?

П.: Не помню. Я уже давно тут.

Т.: Вы считает, что Вы здоровы?

П.: Голова все еще болит иногда.

Т.: Вы чувствуете себя здоровым?

П.: Нет.

После окончания беседы был проведен тест Люшера, однако выяснилось, что пациент знал о нем и следовал ключу. Далее была проведена дифференциальная диагностика психики, по частным методикам психиатрии, которая показала предварительное наличие у пациента шизофрении. 

У пациента наблюдалось разноплановость мышления, он не мог правильно классифицировать предметы и выражать грамотным языком сложные предложения. Пациент путал понятия времени и места (периодически), не с первого раза называл текущую дату и день недели.

Внешне явно наблюдается только спутанность мышления и некатегоричность суждений. Вербальная речь развита односложно. 

В дальнейшем у пациента диагностирава олигфрения в стадии дебильности. 

Психология 100 Психология 100
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ
Яндекс.Метрика