Сегодня  Суббота, 18.05.2024, 09:31
Гость | "Гость"      
Главная Мой профиль  Регистрация Выход                                                                                                     
                                                                                                                                                                СПЕЦИАЛИСТУ     ССЫЛКИ     КОНФЕРЕНЦИЯ

SCHOOL

ПРОГРАММА ПРОЕКТА. СТУПЕНИ 1-3

 

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

13.03.14 – Практическая психология и психотерапия (определение; основные понятия психотерапии; основные направления психотерапии – когнитивная психотерапия, аналитическая психотерапия и психоанализ, гуманистическая психотерапия, телесная психотерапия, психосинтез, гипнотерапия и нйролингвистическое программирование). Клиническая психология (определение; основные особенности; нейропсихология; международная классификация болезней).

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ЧТО ТАКОЕ ПСИХОТЕРАПИЯ? ОТЛИЧИЕ ПСИХОТЕРАПИИ И ПСИХИАТРИИ

 

Практическая психология – область психологии, которая обучает людей способоам поведения, которые помогут им успешнее решать и по возможности не создавать личные и межличностные проблемы, та область психилогического знания, которая занимается применением техник и методических приемов псилогии в реальной жизни.

В большинстве случаев лица с психическими заболеваниями видны «невооруженным глазом», в первую очередь по явной неадекватности поведения и реагирования на ситуации. Таким образом, психотерапию можно определить как область научного психологического знания применения психологических знаний и законов функционирования психики в обыденной жизни. Психиатрия же – область медицинского знания, субъектом в которой выступает личность с нарушениями психики по причине органического поражения анатомического субстрата психики.

Психиатр работает с пациентом, пассивным объектом, тагда как психотерапевт работает с субъектом, активным участником лечения, все более пробуждая его активность и самостоятельность.

Важнейшим условием эффективного взаимодействия психотерапевта с клиентом является активное желание последнего к преодолению того, что ему мешает, сотрудничества, а не перекладывание отвественности на него.

Фрустрация – это состояние сильной неудовлетворенности, которое возникает, когда наши желания и стремления наталкиваются на сопротивление, не сбываются, планы срываются. Фрустрация возникает, когда сильное желание, стремление человека наталкивается на преграду, которая является или кажется ему непреодолимой.

Невроз – состояние, когда преграда, вызывающая фрустрацию, кажется непреодолимой, а не является таковой объективно. Фрустрация и невроз являются основными объектами работы психотерапевта.

 

КОГНИТИВНАЯ ТЕРАПИЯ И ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ

Альтернативное название – когнитивная психотерапия и бихевиоризм. Понятие когнитивной терапии ввел в 60-х годах ХХ века Аарон Бек. Его исходной позицией было то, что эмоции, мышление и поведение человека определяются его представлениями. Бек считал, что высказывания человека о себе, своих чувствах, установках и убеждениях заслуживает доверия. В течение жизни у людей формируется набор шаблонов восприятия и переработки информации, а также приемов совладания с нежелательными поведенческими реакциями и психическими состояниями в стрессогенных ситуациях. Эти знания возникают в процессе собственной жизнедеятельности, люди учатся здравомыслию, моделируют свое поведение. Бек полагал, что представления (когнитивные констукции) являются синтезом внутренних и внешних стимулов. Выявленные у клиента типичные мысли и образы позволят прогнозировать его поведенческие и эмоциальные реакции в различных ситуациях. По мнению Бека, терапия должна состоять в коррекции когнитивных искажений, а точнее – в оптимизации представлений. Клиента необходимо научить более адекватному когнитивному конструированию. По Беку, депрессия имеет следующие уровни: поведенческий или внешний, мотивационный, когнитивный.

При терапии используются такие приемы, как:

-планирование деятельности;

-градуированные по степени сложности задания;

-терапия мастерства и удовольствия;

-когнитивный пересмотр своих взглядов;

-терапия поиска альтернатив;

-когнитивная репетиция;

-домашние задания.

-Одним из важнейших открытий А. Бека стало открытие т.н. автоматических мыслей – непрерывный комментарий того, что люди делают или чувтсвуют. При коррекции автоматических мыслей используют следующие техники:

1.Декатастрофизация – доведение до осознания клиента, что не все так катастрофично.

2.Рестирибуция – рассмотрение альтернативных причин событий.

3.Переформулирование – замена негативных мыслей на позитивные.

4.Децентрализация – способность не видеть себя причиной всех неприятностей.

Поведенческая терапия основывается на учении И. П. Павлова об условных рефлексах. В настоящее время известны методика Сэлтера, которая включает такие этапы, как: обучение внешнему выражению эмоций; обучение гармонизации внутреннего восприятия своих чувств и эмоций и их внешнего проявления; закрепление новых стереотипов с помощью дифференцированной обратной связи с окружающими; обучение использованию местоимения «Я» при высказывании своих желаний с принятием большей ответственности и осознанием ее; тренинг усиления способности к спонтанности и гибкости поведения в условиях группы и в реальной жизни; обучение использованию самоподкрепления в виде самоодобрения и самопохвалы.

Известна также методика Вольпе, которая включает:

-устное информирование, инструктаж и одобрение поведения самоутверждения;

-поведенческие упражнения возрастающей степени трудности для формирования и доведения до автоматизма навыков непосредственного выражения своих чувств и желаний;

-принятие новой личной философии – активного отношения к жизни;

-закрепление новых поведенческих стереотипов в быту.

Оперантное обусловливание (термин введен Б. Ф. Скиннером) – влияние генетики и предыдущего опыта.

Важной частью поведенческой терапии считаются объяснительные фикции – неопределенные неосознаваемые стратегии самообмана.

По Скиннеру, таких объяснительных фикций существует три:

А) автономный человек – фикция, которой человек старается оправдать свое поведение (или бездействие), уверяя себя и других, что он «сам по себе», никому не мешает и ни от кого не зависит;

Б) достоинство – оценка себя и других, престижности, принципов;

В) творчество.

При формировании правильной модели поведения надо не протсо говорить «Не делай так больше!», а разъяснять, как надо действовать в подобной ситуации, убедиться, что клиент точно вас понял, а затем отрабатывать до автоматизма модель правильного поведения в аналогичной ситуации.

 

ПСИХОАНАЛИЗ И АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ

Тема психоанализа всегда вызывала множество споров. Существуют крайне противоположные точки зрения по данному вопросу. Несмотря на то что, в чистом виде классический психоанализ встречается крайне редко, - знание его основ необходимо каждому психотерапевту, по той причине, что во всех аналитических видах психотерапии применяются основные технические методы классического психоанализа. Кроме того, сами авторы данной темы ежедневно в своей практике встречаются с такими явлениями психоанализа, как перенос и сопротивление. В связи с этим мы рассмтрим классический психоанализ.

Основатель данного направления З. Фрейд считал, что классический психоаналитик – это человек, имеющий психологическое или медицинское образование, углубленно занимающийся психоанализом, прошедший длительную стажировку и на себе испытавший полный цикл психоанализа в качестве пациента у опытного психоаналитика.

Согласно Фрейду – доминирующая роль в причинах и этимологии неврозов и истерий принадлежит бессознательному и сексуальным причинам.

Рассмотрим основные понятия психоаналитической терапии.

Терапевтический альянс – отношения между пациентом, имеющим конкретный уточненный запрос, и терапевтом, имеющим теоретические знания и практику, необходимые для работы с запросом пациента. Такие отношения обязательно стоятся на доверии к терапевту, как профессионалу, и честности и открытости пациента.

Трансфер (перенос) – перенос определенного типа отношений с одним из родителей, или перенос нереализавонного сексуального инстинкта.

Эго (Я) – зона осознанного самовосприятия, все, что относится к осознанному пациента.

Ид (Оно) – отражает бессознательное, вместилище витальных животных инстинктов, составляющих основу жизни, но и одновременно многих психологических проблем.

Суперэго (Сверх Я) – моральная часть сознания человека.

Теория психосексуального развития. По Фрейду, человек проходит в своем развитии различные стадии, которые во многом опредеябт особенности его характера и будущие психологические проблемы. Фрейд выделял три периода ранней детской сексуальности.

Первый – оральная стадия. Оральная зона (ротовая полость, губы и язык) требует раздражения. Младенец получает первый опыт удовлетворения витальных инстинктов при помощи сосания материнской груди.

Сторая стадия – анальная. Это когда ребенок получает удовлетворение эротического плана от акта дефекации. Когда мы ребенка рано начинаем сгонять с горшка, у него возникает внутренний конфликт. Он, с одной стороны, понимает, что этого он бросить не может, а с другой – осознает, что без этого жить нельзя. Поэтому, справляя нужду, он одновременно с удовольствием начинает чувствовать комплекс вины.

Третья, генитальная стадия – ребенок начинает понимать отличие мальчиков от девочек, интересутся гениталиями, получает первый опыт мастурбации.

Фрейд не утверждал, что особенности стадий ранней детской сексуальности обязательно проявятся у взрослого человека, он лишь указывал, что они могут быть одной из причин дальнейших характерологических нарушений и неврозов.

Главная задача психоаналитика – помочь пациенту осознать истинные мотивы вытесненных в бессознательную сферу невротических (нерациональных и травмирующих психику) поведенческих реакций и мыслей.

Главной заслугой Фрейда считается то, что он ввел в науку по­нятие бессознательного, причем не как мистическую и не под­дающуюся изучению и контролю категорию, а как сферу, изучае­мую и управляемую не прямыми, а косвенными методами, целую систему которых он разработал и уточнял в течение успешной многолетней практической деятельности.

Фрейд условно подразделяет психику человека на сознание, предсознание и бессознательное.

Именно в бессознательном он видит основные побудительные силы развития личности и ее проявления в психических состояниях и поведенческих реакциях, здесь скрыты главные ресурсы пси­хической энергии, инстинкты и потребности, продуцирующие (часто в скрытой форме) истинные мотивы поведения, в том числе нерационального, невротического.

При этом Фрейд выделяет (и это один из основных объектов критики со стороны оппонентов) два основных инстинкта: либи­до, включая сюда главным образом инстинкт продолжения жиз­ни и стремление к сексуальному удовлетворению, и мортидо -стремления к смерти, агрессии и разрушению (в том числе само­разрушению).

Более подробно теоретические положения и практические техники психоаналитической терапии мы рассмотрим в дальнейшем.

Строго говоря, с позиции самого Фрейда и его ортодоксаль­ных последователей психоанализом можно называть только клас­сический психоанализ по Фрейду. Поэтому многие оспаривают право причислять Карла Густава Юнга (1875-1961) и разрабо­танное им психоаналитическое направление к психоанализу и на­зывают его аналитической, глубинной, психологией.

Каждое из этих психоаналитических направлений - психоана­лиз Фрейда и глубинная психология Юнга - послужило толчком для дальнейшего развития теории и практики современной психо­логии и психотерапии и принесло не только интересные теорети­ческие находки, но и практическую пользу конкретным людям в преодолении неврозов и решении личностных и межличностных психологических проблем.

Карл Юнг первым ввел в психологию, психотерапию, а можно сказать - и в философию понятие «коллективное бессознательное», тогда как до него у самого Фрейда и у всех сторонников психоана­лиза речь всегда шла только об индивидуальном бессознательном.

Что же такое «коллективное бессознательное» по Юнгу?

Он считал, что индивидуальное бессознательное не существует само по себе, а как бы «плавает» в океане коллективного бессозна­тельного. Это вполне логичное предположение. Юнг обладал тем, что мы называем «космочувством», то есть постоянно присутст­вующим ощущением того, что во Вселенной «все связано со всем».

При этом мы вкладываем в слово «Космос» его изначальный смысл, который ему придавали древнегреческие философы, - «изначально установленный Порядок во Вселенной», которому подчиняется вся и все от малого до великого, а то, что эти взаи­мосвязи не всегда очевидны, не значит, что они не существуют.

Архетипы Юнга - это существующие у различных народов (во многих случаях весьма схожие между собой) некие общие формы мысленных представлений об отце, матери, вожде, мифологиче­ских персонажах сказаний и преданий, олицетворяющих различ­ные стихии и силы добра и зла. Разумеется, у каждого конкретно­го человека эти общеплеменные или общенациональные архетипы наполняются каким-то своим индивидуальным содержанием, но все равно какие-то общие основополагающие черты остаются и объединяют вокруг себя данные человеческие общества, их мо­ральные и нравственные ценности, являются объектами прекло­нения, надежды или страха.

Шесть основных архетипов: Персона, Эго, Тень, Анима и Анимус, Самость. Причем все эти типы одновременно живут в каж­дом из нас, занимая свое место и одновременно так или иначе взаимодействуя друг с другом, поддерживая или мешая, противо­реча друг другу.

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ

Уже само название гуманистическая, то есть человеческая, как бы подчеркивает противопоставление этого направления психо­терапии другим психотерапевтическим направлениям А разве другие психотерапевтические направления «не человеческие», не направлены на то, чтобы помочь человеку справиться со своими психологическими проблемами?

Дело в том, что, признавая достижения других направлений психотерапии, представители гуманистического направления справедливо считают, что и психоаналитические, и бихевиористические и другие подходы недостаточно доверяют самому чело­веку, навязывая ему определенные формы анализа и воздействия. В отличие от них представители гуманистической терапии видят главные резервы в личности самого человека, в изначально зало­женных в ней силах добра, психического здоровья и стремления к совершенствованию.

Поэтому свою главную задачу терапевты-«гуманисты» видят в создании условий для раскрытия собственных резервов человече­ской личности. При этом они не считают, что личность и общест­во находятся в конфликте. Напротив, по мнению «гуманистов», в личности заложено стремление к объединению с себе подобными, потребность в любви, дружбе, сотрудничестве. Важно только рас­крепостить эти тенденции и создать атмосферу защищенности и безопасности их естественного проявления.

Клиент-центрированная терапия К. Роджерса.

Идеи и практические подходы Карла Роджерса к максималь­ной реализации внутренних возможностей человека нашли рас­пространение не только в психологии и психотерапии, но и в пе­дагогике, социальной работе, юриспруденции Они были взяты на вооружение в политике, в промышленности, в армии, широко применяются в религиозной работе, оказали влияние на развитие современной философии и теологии.

Как уже говорилось, Карл Роджерс и его последователи исхо­дят из утверждения, что в организм и личность любого нормаль­ного человека от природы заложены позитивные силы, способст­вующие здоровью, развитию и совершенствованию. Роджерс счи­тает, что стремление к достижению своего уровня компетентности и саморазвития не всегда осознанное, а сам этот уровень может существенно индивидуально различаться биологически заложен­ными задатками.

Именно достижение своего уровня компетентности или хотя бы движение в этом направлении создают у индивида ощущение целостности личности, определенной степени самодостаточности и избавляют его от многих психологических проблем, состояния тревожности, неудовлетворенности, неврозов.

Решающую роль в жизни и развитии человека Роджерс придает Я-концепции, то есть его представлению о самом себе.

Именно эта Я-концепция (представление о самом себе) и опре­деляет поведение и поступки человека в тех или иных ситуациях.

Каждый человек считает или чувствует, что он такой в такой-то ситуации и должен поступить так-то. При этом его мнение о себе чаще всего бывает недостаточно объективным, а иногда и существенно не соответствующим действительности.

В сознание человека изначально не заложена объективная оценка собственного Я. Однако такая необъективность в значи­тельной мере компенсируется жизненным опытом, который по­стоянно вносит коррекцию в самооценку индивида, позволяя лучше почувствовать свои возможности, а также восприятие себя другими людьми.

Важным ведущим механизмом в объективизации самооценки и своего поведения является чувство разрешения (или ослабле­ния) внутреннего конфликта, сменяющееся внутренним удовле­творением, которое наступает (или повышается) по мере само­реализации.

Роджерс считает, что предпосылкой к более подлинному и бо­лее легкому принятию других является принятие личностной само­сти, то есть объективизация самооценки. В свою очередь приня­тие индивида другими способствует процессу принятия им самого себя в этом же виде.

Можно сказать, что суть процесса личностного роста (по Роджерсу) и состоит в постоянно совершенствующейся обратной связи, которая осуществляется как одновременный процесс кор­ректировки своих отношений с другими и своей Я-концепции, уточняющейся в процессе этих взаимоотношений и принятия других.

В терапии по Роджерсу, как и в других видах гуманистической терапии, основная роль переносится с терапевта на клиента. Род­жерс считает, что именно у самого клиента находятся ключи от решения его проблем. Терапевт может лишь помочь ему найти эти ключи и показать, как лучше ими пользоваться.

При этом главная задача терапевта - установление дружеского творческого сотрудничества с клиентом и создание такой атмо­сферы психологического комфорта и защищенности, в которой клиент сам начнет «высвобождать» и реализовывать потенциаль­ные возможности своего истинного Я. Именно такая атмосфера ускорит процесс объективизации и принятия реального образа самого себя и других.

Вот основные последовательные шаги психотерапевтической помощи по Карлу Роджерсу:

1. Клиент обращается к психотерапевту за помощью.

2. Психотерапевт уточняет причину обращения, то есть «опре­деляет ситуацию».

3. Психотерапевт создает атмосферу, располагающую к сво­бодному самовыражению клиента.

4. Психотерапевт принимает клиента таким, какой он есть, и помогает лучше понять самого себя.

5. Постепенно выражение позитивных чувств становится все более частым и стабильным.

6. Психотерапевт выявляет движущие силы (истинные причи­ны, импульсы) положительных реакций клиента.

7. Клиент ненасильственно (а за счет создания благоприятной атмосферы искреннего общения) подводится к инсайту (озаре­нию, догадке об истинных причинах своей проблемы).

8. Клиент сознательно приходит к выбору правильной страте­гии поведения (психотерапевт лишь помогает точнее осознать этот выбор).

9. Клиент начинает совершать реальные действия, направлен­ные на осуществление выбранной стратегии.

10. По мере убеждения клиента в успешности предпринимае­мых действий у него возрастает способность инсайта (озарений, открытий своих резервных возможностей и путей их реализации).

11. Это (п.10) способствует обретению уверенности в себе и чувству независимости (способности к самостоятельному реше­нию своих проблем); растет независимость.

12. А это (п.11), в свою очередь, постепенно снижает потреб­ность в посторонней помощи и подкрепляет возрастающее чувст­во независимости конкретными самостоятельными решениями и действиями.

Психотерапия А. Маслоу.

В ос­нову своего подхода Маслоу положил такие понятия, как лично­стный рост и развитие. Он в определенной мере противопоставил свои взгляды на активную творческую роль человека положениям психоаналитических и бихевиористских школ, фактически отри­цавших силы духовного саморазвития человека.

Маслоу утверждает, что в человеке изначально заложены не только животные инстинкты, но и потребность в духовном само­совершенствовании, творчестве, бескорыстной любви и дружбе, стремление к альтруизму вплоть до самопожертвования и т.п.

Основу учения А. Маслоу составляет теория самоактуализации. Признавая авторитет З.Фрейда и многих его теоретических и практических достижений, он считал, что психоанализ Фрейда более ориентирован на работу с невротическими личностями. Маслоу предлагал дополнить данные Фрейда результатами рабо­ты с практически здоровыми людьми.

Можно сказать, что основную работу над теорией самоак­туализации А. Маслоу начал с изучения выдающихся людей, ко­торые, по всеобщему мнению, являлись вполне душевно здоро­выми личностями.

В результате такого анализа А. Маслоу выделил следующие характеристики людей, которых он назвал самоактуализирующимися. Несмотря на многие индивидуальные различия, всем им оказалось свойственно:

- более эффективное (действенное) восприятие реальности и более комфортное отношение к ней, чем у большинства людей;

- принятие себя,других, природы реально и позитивно;

- спонтанность, простота, естественность;

- центрированность на задаче, деятельности, внешнем объекте (в отличие от центрированности на себе);

- некоторая отдельность от других (при готовности к коопера­ции), самодостаточность, здоровая потребность в периодическом уединении;

- автономия, независимость основных черт характера и пове­дения от влияния культуры и среды;

- постоянная свежесть (не стереотипность) оценки людей и собы­тий, готовность к объективной коррекции своих взглядов, мнений;

- мистичность (как неосознанная вера в предопределенность некоторых событий) и опыт высших состояний, интуитивных озарений;

- чувство сопричастности, единства с другими (при сохранении индивидуальной «отдельности»);

- более глубокие межличностные отношения, чем у большин­ства людей;

-демократическая структура характера;

-разъединение средств и целей, добра и зла (здесь тоже важно отметить пропагандируемую политическими деятелями США систему ценностей, тогда как мы знаем из истории, что многие выдающиеся политики своими поступками не соответствовали провозглашаемым ими ценностям);

- неагрессивное чувство юмора;

- самоактуализирующееся творчество;

-сопротивление аккультурации: трансцендирование любой частной культуры (то есть умение достойно оценить различные аспекты различных культур без предвзятости, вкусовщины и стремления подогнать их под общий знаменатель).

А. Маслоу приводит восемь определений самоактуализации с позиции путей ее достижения:

1. Самоактуализация - это полное мысленное и эмоциональное включение в реальную проблему, задачу, деятельность.

2. Самоактуализация - это движение при каждом жизненном выборе в сторону личностного роста, прогресса, даже если это связано с риском, прежде всего с риском столкнуться с новыми, еще неизвестными проблемами.

3. Самоактуализация - это значит реализация своих потенци­альных творческих возможностей в практической деятельности, а не только в мечтах и планах.

4. Самоактуализация - это честность перед собой и другими и принятие ответственности за свои решения и действия, а не пере­кладывание ее на других людей и обстоятельства.

5. Самоактуализация - это развитие в себе стратегии «лучшего жизненного выбора», укрепление веры в своих способностях при­нимать правильное решение как на основании объективного ана­лиза, так и с помощью интуиции.

6. Самоактуализация — это не только процесс реализации сво­их имеющихся в данный момент личностных ресурсов, но и даль­нейшее постоянное развитие потенциальных возможностей для их последующей практической реализации.

7. Самоактуализация - это прогрессирующая способность ис­пытывать периодически «пик переживания», как состояние наи­высшей интеграции личностных ресурсов, в котором наступают прорывы лучшего осознания себя и окружающей действительно­сти, принятия ясных и точных решений и их эффективная практи­ческая реализация.

8. Самоактуализация - это способность честно, критически взглянуть на себя и свои проблемы, разоблачить психологические защиты, самообманы и начать решительно устранять их.

Абрахамом Маслоу была также разработана концепция иерархии фундаментальных потребностей. В соответствии с этой концепцией наши потребности последовательно развиваются от низших, физиологических потребностей организма (в еде, сне и др.) до высших.

К высшим потребностям А. Маслоу в первую очередь относит потребность человека чувствовать безопасность, любовь, сопринадлежность к какой-то группе, уважение и, наконец, потребность в самоактуализации, куда входят практически все духовные по­требности.

Согласно А.Маслоу высшие потребности могут успешно реали­зовываться лишь после удовлетворения низших, то есть после соз­дания удовлетворительных первоочередных жизненных условий.

Это очень важный вывод с социальной точки зрения для обще­ства в целом. Нельзя надеяться на повышение культурного уровня и раскрытия творческого потенциала людей, не обеспеченных удовлетворением первоочередных потребностей.

Важен этот вывод и для психотерапевта, который, прежде чем начать работать с конкретным клиентом над проблемой его твор­ческой самоактуализации, должен знать, насколько удовлетворе­ны его низшие первоочередные потребности.

 

ТЕЛЕСНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ В. РАЙХА

Оргонная энергия – энергетика, общая для всего человечества, существующая во вселеной, и присущая каждому человеку.

Более четкое и широкое осознание человеком телесных ощущений и стоящих за ними психологических причин дает терапевтический эффект, снимающий многие невротические состояния.

Для лечения многих невротических заболеваний, необходимо снять с человека «мышечный панцирь» неадекватного напряжения и тем самым освободить связанную с ним энергию.

Райх видел в мышечном панцире психологическую причину, которую надо было найти внутри пациента, одновременно помогая устранить этот панцирь внешними физическими воздействиями – специально подобранными упражнениями и массажем.

Выделяются следующие основные области возникновения мышечного панциря:

-область глаз;

-область рта;

-область шеи;

-область груди и диафрагмы;

-область живота и таза.

В соответствии с концепцией телесной психотерапии В. Райха оргонная энергия перемещается по телу параллельно позвоночнику сверху вниз и вверх, а кольца мышечного панциря образуются перпендикулярно этому движению.

Райх предлагал следующие основные способы расслабления колец мышечного панциря:

1.Глубокое дыхание – способствует аккумулированию в теле оргонной энергии;

2.Рассалбление хронических «зажимов» (колец мышечного панциря) – при помощи физического воздействия в виде массажа;

3.Совместный с пациентом анализ – осознавание основных идей телесной терапии применительно к конкретному случаю данного пациента.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

 

Психология 100 Психология 100
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ
Яндекс.Метрика