SCHOOL
ПРОГРАММА ПРОЕКТА. СТУПЕНИ 1-3
ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
13.03.14 – Практическая психология и психотерапия (определение; основные понятия психотерапии; основные направления психотерапии – когнитивная психотерапия, аналитическая психотерапия и психоанализ, гуманистическая психотерапия, телесная психотерапия, психосинтез, гипнотерапия и нйролингвистическое программирование). Клиническая психология (определение; основные особенности; нейропсихология; международная классификация болезней).
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ЧТО ТАКОЕ ПСИХОТЕРАПИЯ? ОТЛИЧИЕ ПСИХОТЕРАПИИ И ПСИХИАТРИИ
Практическая психология – область психологии, которая обучает людей способоам поведения, которые помогут им успешнее решать и по возможности не создавать личные и межличностные проблемы, та область психилогического знания, которая занимается применением техник и методических приемов псилогии в реальной жизни.
В большинстве случаев лица с психическими заболеваниями видны «невооруженным глазом», в первую очередь по явной неадекватности поведения и реагирования на ситуации. Таким образом, психотерапию можно определить как область научного психологического знания применения психологических знаний и законов функционирования психики в обыденной жизни. Психиатрия же – область медицинского знания, субъектом в которой выступает личность с нарушениями психики по причине органического поражения анатомического субстрата психики.
Психиатр работает с пациентом, пассивным объектом, тагда как психотерапевт работает с субъектом, активным участником лечения, все более пробуждая его активность и самостоятельность.
Важнейшим условием эффективного взаимодействия психотерапевта с клиентом является активное желание последнего к преодолению того, что ему мешает, сотрудничества, а не перекладывание отвественности на него.
Фрустрация – это состояние сильной неудовлетворенности, которое возникает, когда наши желания и стремления наталкиваются на сопротивление, не сбываются, планы срываются. Фрустрация возникает, когда сильное желание, стремление человека наталкивается на преграду, которая является или кажется ему непреодолимой.
Невроз – состояние, когда преграда, вызывающая фрустрацию, кажется непреодолимой, а не является таковой объективно. Фрустрация и невроз являются основными объектами работы психотерапевта.
КОГНИТИВНАЯ ТЕРАПИЯ И ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ
Альтернативное название – когнитивная психотерапия и бихевиоризм. Понятие когнитивной терапии ввел в 60-х годах ХХ века Аарон Бек. Его исходной позицией было то, что эмоции, мышление и поведение человека определяются его представлениями. Бек считал, что высказывания человека о себе, своих чувствах, установках и убеждениях заслуживает доверия. В течение жизни у людей формируется набор шаблонов восприятия и переработки информации, а также приемов совладания с нежелательными поведенческими реакциями и психическими состояниями в стрессогенных ситуациях. Эти знания возникают в процессе собственной жизнедеятельности, люди учатся здравомыслию, моделируют свое поведение. Бек полагал, что представления (когнитивные констукции) являются синтезом внутренних и внешних стимулов. Выявленные у клиента типичные мысли и образы позволят прогнозировать его поведенческие и эмоциальные реакции в различных ситуациях. По мнению Бека, терапия должна состоять в коррекции когнитивных искажений, а точнее – в оптимизации представлений. Клиента необходимо научить более адекватному когнитивному конструированию. По Беку, депрессия имеет следующие уровни: поведенческий или внешний, мотивационный, когнитивный.
При терапии используются такие приемы, как:
-планирование деятельности;
-градуированные по степени сложности задания;
-терапия мастерства и удовольствия;
-когнитивный пересмотр своих взглядов;
-терапия поиска альтернатив;
-когнитивная репетиция;
-домашние задания.
-Одним из важнейших открытий А. Бека стало открытие т.н. автоматических мыслей – непрерывный комментарий того, что люди делают или чувтсвуют. При коррекции автоматических мыслей используют следующие техники:
1.Декатастрофизация – доведение до осознания клиента, что не все так катастрофично.
2.Рестирибуция – рассмотрение альтернативных причин событий.
3.Переформулирование – замена негативных мыслей на позитивные.
4.Децентрализация – способность не видеть себя причиной всех неприятностей.
Поведенческая терапия основывается на учении И. П. Павлова об условных рефлексах. В настоящее время известны методика Сэлтера, которая включает такие этапы, как: обучение внешнему выражению эмоций; обучение гармонизации внутреннего восприятия своих чувств и эмоций и их внешнего проявления; закрепление новых стереотипов с помощью дифференцированной обратной связи с окружающими; обучение использованию местоимения «Я» при высказывании своих желаний с принятием большей ответственности и осознанием ее; тренинг усиления способности к спонтанности и гибкости поведения в условиях группы и в реальной жизни; обучение использованию самоподкрепления в виде самоодобрения и самопохвалы.
Известна также методика Вольпе, которая включает:
-устное информирование, инструктаж и одобрение поведения самоутверждения;
-поведенческие упражнения возрастающей степени трудности для формирования и доведения до автоматизма навыков непосредственного выражения своих чувств и желаний;
-принятие новой личной философии – активного отношения к жизни;
-закрепление новых поведенческих стереотипов в быту.
Оперантное обусловливание (термин введен Б. Ф. Скиннером) – влияние генетики и предыдущего опыта.
Важной частью поведенческой терапии считаются объяснительные фикции – неопределенные неосознаваемые стратегии самообмана.
По Скиннеру, таких объяснительных фикций существует три:
А) автономный человек – фикция, которой человек старается оправдать свое поведение (или бездействие), уверяя себя и других, что он «сам по себе», никому не мешает и ни от кого не зависит;
Б) достоинство – оценка себя и других, престижности, принципов;
В) творчество.
При формировании правильной модели поведения надо не протсо говорить «Не делай так больше!», а разъяснять, как надо действовать в подобной ситуации, убедиться, что клиент точно вас понял, а затем отрабатывать до автоматизма модель правильного поведения в аналогичной ситуации.
ПСИХОАНАЛИЗ И АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ
Тема психоанализа всегда вызывала множество споров. Существуют крайне противоположные точки зрения по данному вопросу. Несмотря на то что, в чистом виде классический психоанализ встречается крайне редко, - знание его основ необходимо каждому психотерапевту, по той причине, что во всех аналитических видах психотерапии применяются основные технические методы классического психоанализа. Кроме того, сами авторы данной темы ежедневно в своей практике встречаются с такими явлениями психоанализа, как перенос и сопротивление. В связи с этим мы рассмтрим классический психоанализ.
Основатель данного направления З. Фрейд считал, что классический психоаналитик – это человек, имеющий психологическое или медицинское образование, углубленно занимающийся психоанализом, прошедший длительную стажировку и на себе испытавший полный цикл психоанализа в качестве пациента у опытного психоаналитика.
Согласно Фрейду – доминирующая роль в причинах и этимологии неврозов и истерий принадлежит бессознательному и сексуальным причинам.
Рассмотрим основные понятия психоаналитической терапии.
Терапевтический альянс – отношения между пациентом, имеющим конкретный уточненный запрос, и терапевтом, имеющим теоретические знания и практику, необходимые для работы с запросом пациента. Такие отношения обязательно стоятся на доверии к терапевту, как профессионалу, и честности и открытости пациента.
Трансфер (перенос) – перенос определенного типа отношений с одним из родителей, или перенос нереализавонного сексуального инстинкта.
Эго (Я) – зона осознанного самовосприятия, все, что относится к осознанному пациента.
Ид (Оно) – отражает бессознательное, вместилище витальных животных инстинктов, составляющих основу жизни, но и одновременно многих психологических проблем.
Суперэго (Сверх Я) – моральная часть сознания человека.
Теория психосексуального развития. По Фрейду, человек проходит в своем развитии различные стадии, которые во многом опредеябт особенности его характера и будущие психологические проблемы. Фрейд выделял три периода ранней детской сексуальности.
Первый – оральная стадия. Оральная зона (ротовая полость, губы и язык) требует раздражения. Младенец получает первый опыт удовлетворения витальных инстинктов при помощи сосания материнской груди.
Сторая стадия – анальная. Это когда ребенок получает удовлетворение эротического плана от акта дефекации. Когда мы ребенка рано начинаем сгонять с горшка, у него возникает внутренний конфликт. Он, с одной стороны, понимает, что этого он бросить не может, а с другой – осознает, что без этого жить нельзя. Поэтому, справляя нужду, он одновременно с удовольствием начинает чувствовать комплекс вины.
Третья, генитальная стадия – ребенок начинает понимать отличие мальчиков от девочек, интересутся гениталиями, получает первый опыт мастурбации.
Фрейд не утверждал, что особенности стадий ранней детской сексуальности обязательно проявятся у взрослого человека, он лишь указывал, что они могут быть одной из причин дальнейших характерологических нарушений и неврозов.
Главная задача психоаналитика – помочь пациенту осознать истинные мотивы вытесненных в бессознательную сферу невротических (нерациональных и травмирующих психику) поведенческих реакций и мыслей.
Главной заслугой Фрейда считается то, что он ввел в науку понятие бессознательного, причем не как мистическую и не поддающуюся изучению и контролю категорию, а как сферу, изучаемую и управляемую не прямыми, а косвенными методами, целую систему которых он разработал и уточнял в течение успешной многолетней практической деятельности.
Фрейд условно подразделяет психику человека на сознание, предсознание и бессознательное.
Именно в бессознательном он видит основные побудительные силы развития личности и ее проявления в психических состояниях и поведенческих реакциях, здесь скрыты главные ресурсы психической энергии, инстинкты и потребности, продуцирующие (часто в скрытой форме) истинные мотивы поведения, в том числе нерационального, невротического.
При этом Фрейд выделяет (и это один из основных объектов критики со стороны оппонентов) два основных инстинкта: либидо, включая сюда главным образом инстинкт продолжения жизни и стремление к сексуальному удовлетворению, и мортидо -стремления к смерти, агрессии и разрушению (в том числе саморазрушению).
Более подробно теоретические положения и практические техники психоаналитической терапии мы рассмотрим в дальнейшем.
Строго говоря, с позиции самого Фрейда и его ортодоксальных последователей психоанализом можно называть только классический психоанализ по Фрейду. Поэтому многие оспаривают право причислять Карла Густава Юнга (1875-1961) и разработанное им психоаналитическое направление к психоанализу и называют его аналитической, глубинной, психологией.
Каждое из этих психоаналитических направлений - психоанализ Фрейда и глубинная психология Юнга - послужило толчком для дальнейшего развития теории и практики современной психологии и психотерапии и принесло не только интересные теоретические находки, но и практическую пользу конкретным людям в преодолении неврозов и решении личностных и межличностных психологических проблем.
Карл Юнг первым ввел в психологию, психотерапию, а можно сказать - и в философию понятие «коллективное бессознательное», тогда как до него у самого Фрейда и у всех сторонников психоанализа речь всегда шла только об индивидуальном бессознательном.
Что же такое «коллективное бессознательное» по Юнгу?
Он считал, что индивидуальное бессознательное не существует само по себе, а как бы «плавает» в океане коллективного бессознательного. Это вполне логичное предположение. Юнг обладал тем, что мы называем «космочувством», то есть постоянно присутствующим ощущением того, что во Вселенной «все связано со всем».
При этом мы вкладываем в слово «Космос» его изначальный смысл, который ему придавали древнегреческие философы, - «изначально установленный Порядок во Вселенной», которому подчиняется вся и все от малого до великого, а то, что эти взаимосвязи не всегда очевидны, не значит, что они не существуют.
Архетипы Юнга - это существующие у различных народов (во многих случаях весьма схожие между собой) некие общие формы мысленных представлений об отце, матери, вожде, мифологических персонажах сказаний и преданий, олицетворяющих различные стихии и силы добра и зла. Разумеется, у каждого конкретного человека эти общеплеменные или общенациональные архетипы наполняются каким-то своим индивидуальным содержанием, но все равно какие-то общие основополагающие черты остаются и объединяют вокруг себя данные человеческие общества, их моральные и нравственные ценности, являются объектами преклонения, надежды или страха.
Шесть основных архетипов: Персона, Эго, Тень, Анима и Анимус, Самость. Причем все эти типы одновременно живут в каждом из нас, занимая свое место и одновременно так или иначе взаимодействуя друг с другом, поддерживая или мешая, противореча друг другу.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ
Уже само название гуманистическая, то есть человеческая, как бы подчеркивает противопоставление этого направления психотерапии другим психотерапевтическим направлениям А разве другие психотерапевтические направления «не человеческие», не направлены на то, чтобы помочь человеку справиться со своими психологическими проблемами?
Дело в том, что, признавая достижения других направлений психотерапии, представители гуманистического направления справедливо считают, что и психоаналитические, и бихевиористические и другие подходы недостаточно доверяют самому человеку, навязывая ему определенные формы анализа и воздействия. В отличие от них представители гуманистической терапии видят главные резервы в личности самого человека, в изначально заложенных в ней силах добра, психического здоровья и стремления к совершенствованию.
Поэтому свою главную задачу терапевты-«гуманисты» видят в создании условий для раскрытия собственных резервов человеческой личности. При этом они не считают, что личность и общество находятся в конфликте. Напротив, по мнению «гуманистов», в личности заложено стремление к объединению с себе подобными, потребность в любви, дружбе, сотрудничестве. Важно только раскрепостить эти тенденции и создать атмосферу защищенности и безопасности их естественного проявления.
Клиент-центрированная терапия К. Роджерса.
Идеи и практические подходы Карла Роджерса к максимальной реализации внутренних возможностей человека нашли распространение не только в психологии и психотерапии, но и в педагогике, социальной работе, юриспруденции Они были взяты на вооружение в политике, в промышленности, в армии, широко применяются в религиозной работе, оказали влияние на развитие современной философии и теологии.
Как уже говорилось, Карл Роджерс и его последователи исходят из утверждения, что в организм и личность любого нормального человека от природы заложены позитивные силы, способствующие здоровью, развитию и совершенствованию. Роджерс считает, что стремление к достижению своего уровня компетентности и саморазвития не всегда осознанное, а сам этот уровень может существенно индивидуально различаться биологически заложенными задатками.
Именно достижение своего уровня компетентности или хотя бы движение в этом направлении создают у индивида ощущение целостности личности, определенной степени самодостаточности и избавляют его от многих психологических проблем, состояния тревожности, неудовлетворенности, неврозов.
Решающую роль в жизни и развитии человека Роджерс придает Я-концепции, то есть его представлению о самом себе.
Именно эта Я-концепция (представление о самом себе) и определяет поведение и поступки человека в тех или иных ситуациях.
Каждый человек считает или чувствует, что он такой в такой-то ситуации и должен поступить так-то. При этом его мнение о себе чаще всего бывает недостаточно объективным, а иногда и существенно не соответствующим действительности.
В сознание человека изначально не заложена объективная оценка собственного Я. Однако такая необъективность в значительной мере компенсируется жизненным опытом, который постоянно вносит коррекцию в самооценку индивида, позволяя лучше почувствовать свои возможности, а также восприятие себя другими людьми.
Важным ведущим механизмом в объективизации самооценки и своего поведения является чувство разрешения (или ослабления) внутреннего конфликта, сменяющееся внутренним удовлетворением, которое наступает (или повышается) по мере самореализации.
Роджерс считает, что предпосылкой к более подлинному и более легкому принятию других является принятие личностной самости, то есть объективизация самооценки. В свою очередь принятие индивида другими способствует процессу принятия им самого себя в этом же виде.
Можно сказать, что суть процесса личностного роста (по Роджерсу) и состоит в постоянно совершенствующейся обратной связи, которая осуществляется как одновременный процесс корректировки своих отношений с другими и своей Я-концепции, уточняющейся в процессе этих взаимоотношений и принятия других.
В терапии по Роджерсу, как и в других видах гуманистической терапии, основная роль переносится с терапевта на клиента. Роджерс считает, что именно у самого клиента находятся ключи от решения его проблем. Терапевт может лишь помочь ему найти эти ключи и показать, как лучше ими пользоваться.
При этом главная задача терапевта - установление дружеского творческого сотрудничества с клиентом и создание такой атмосферы психологического комфорта и защищенности, в которой клиент сам начнет «высвобождать» и реализовывать потенциальные возможности своего истинного Я. Именно такая атмосфера ускорит процесс объективизации и принятия реального образа самого себя и других.
Вот основные последовательные шаги психотерапевтической помощи по Карлу Роджерсу:
1. Клиент обращается к психотерапевту за помощью.
2. Психотерапевт уточняет причину обращения, то есть «определяет ситуацию».
3. Психотерапевт создает атмосферу, располагающую к свободному самовыражению клиента.
4. Психотерапевт принимает клиента таким, какой он есть, и помогает лучше понять самого себя.
5. Постепенно выражение позитивных чувств становится все более частым и стабильным.
6. Психотерапевт выявляет движущие силы (истинные причины, импульсы) положительных реакций клиента.
7. Клиент ненасильственно (а за счет создания благоприятной атмосферы искреннего общения) подводится к инсайту (озарению, догадке об истинных причинах своей проблемы).
8. Клиент сознательно приходит к выбору правильной стратегии поведения (психотерапевт лишь помогает точнее осознать этот выбор).
9. Клиент начинает совершать реальные действия, направленные на осуществление выбранной стратегии.
10. По мере убеждения клиента в успешности предпринимаемых действий у него возрастает способность инсайта (озарений, открытий своих резервных возможностей и путей их реализации).
11. Это (п.10) способствует обретению уверенности в себе и чувству независимости (способности к самостоятельному решению своих проблем); растет независимость.
12. А это (п.11), в свою очередь, постепенно снижает потребность в посторонней помощи и подкрепляет возрастающее чувство независимости конкретными самостоятельными решениями и действиями.
Психотерапия А. Маслоу.
В основу своего подхода Маслоу положил такие понятия, как личностный рост и развитие. Он в определенной мере противопоставил свои взгляды на активную творческую роль человека положениям психоаналитических и бихевиористских школ, фактически отрицавших силы духовного саморазвития человека.
Маслоу утверждает, что в человеке изначально заложены не только животные инстинкты, но и потребность в духовном самосовершенствовании, творчестве, бескорыстной любви и дружбе, стремление к альтруизму вплоть до самопожертвования и т.п.
Основу учения А. Маслоу составляет теория самоактуализации. Признавая авторитет З.Фрейда и многих его теоретических и практических достижений, он считал, что психоанализ Фрейда более ориентирован на работу с невротическими личностями. Маслоу предлагал дополнить данные Фрейда результатами работы с практически здоровыми людьми.
Можно сказать, что основную работу над теорией самоактуализации А. Маслоу начал с изучения выдающихся людей, которые, по всеобщему мнению, являлись вполне душевно здоровыми личностями.
В результате такого анализа А. Маслоу выделил следующие характеристики людей, которых он назвал самоактуализирующимися. Несмотря на многие индивидуальные различия, всем им оказалось свойственно:
- более эффективное (действенное) восприятие реальности и более комфортное отношение к ней, чем у большинства людей;
- принятие себя,других, природы реально и позитивно;
- спонтанность, простота, естественность;
- центрированность на задаче, деятельности, внешнем объекте (в отличие от центрированности на себе);
- некоторая отдельность от других (при готовности к кооперации), самодостаточность, здоровая потребность в периодическом уединении;
- автономия, независимость основных черт характера и поведения от влияния культуры и среды;
- постоянная свежесть (не стереотипность) оценки людей и событий, готовность к объективной коррекции своих взглядов, мнений;
- мистичность (как неосознанная вера в предопределенность некоторых событий) и опыт высших состояний, интуитивных озарений;
- чувство сопричастности, единства с другими (при сохранении индивидуальной «отдельности»);
- более глубокие межличностные отношения, чем у большинства людей;
-демократическая структура характера;
-разъединение средств и целей, добра и зла (здесь тоже важно отметить пропагандируемую политическими деятелями США систему ценностей, тогда как мы знаем из истории, что многие выдающиеся политики своими поступками не соответствовали провозглашаемым ими ценностям);
- неагрессивное чувство юмора;
- самоактуализирующееся творчество;
-сопротивление аккультурации: трансцендирование любой частной культуры (то есть умение достойно оценить различные аспекты различных культур без предвзятости, вкусовщины и стремления подогнать их под общий знаменатель).
А. Маслоу приводит восемь определений самоактуализации с позиции путей ее достижения:
1. Самоактуализация - это полное мысленное и эмоциональное включение в реальную проблему, задачу, деятельность.
2. Самоактуализация - это движение при каждом жизненном выборе в сторону личностного роста, прогресса, даже если это связано с риском, прежде всего с риском столкнуться с новыми, еще неизвестными проблемами.
3. Самоактуализация - это значит реализация своих потенциальных творческих возможностей в практической деятельности, а не только в мечтах и планах.
4. Самоактуализация - это честность перед собой и другими и принятие ответственности за свои решения и действия, а не перекладывание ее на других людей и обстоятельства.
5. Самоактуализация - это развитие в себе стратегии «лучшего жизненного выбора», укрепление веры в своих способностях принимать правильное решение как на основании объективного анализа, так и с помощью интуиции.
6. Самоактуализация — это не только процесс реализации своих имеющихся в данный момент личностных ресурсов, но и дальнейшее постоянное развитие потенциальных возможностей для их последующей практической реализации.
7. Самоактуализация - это прогрессирующая способность испытывать периодически «пик переживания», как состояние наивысшей интеграции личностных ресурсов, в котором наступают прорывы лучшего осознания себя и окружающей действительности, принятия ясных и точных решений и их эффективная практическая реализация.
8. Самоактуализация - это способность честно, критически взглянуть на себя и свои проблемы, разоблачить психологические защиты, самообманы и начать решительно устранять их.
Абрахамом Маслоу была также разработана концепция иерархии фундаментальных потребностей. В соответствии с этой концепцией наши потребности последовательно развиваются от низших, физиологических потребностей организма (в еде, сне и др.) до высших.
К высшим потребностям А. Маслоу в первую очередь относит потребность человека чувствовать безопасность, любовь, сопринадлежность к какой-то группе, уважение и, наконец, потребность в самоактуализации, куда входят практически все духовные потребности.
Согласно А.Маслоу высшие потребности могут успешно реализовываться лишь после удовлетворения низших, то есть после создания удовлетворительных первоочередных жизненных условий.
Это очень важный вывод с социальной точки зрения для общества в целом. Нельзя надеяться на повышение культурного уровня и раскрытия творческого потенциала людей, не обеспеченных удовлетворением первоочередных потребностей.
Важен этот вывод и для психотерапевта, который, прежде чем начать работать с конкретным клиентом над проблемой его творческой самоактуализации, должен знать, насколько удовлетворены его низшие первоочередные потребности.
ТЕЛЕСНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ В. РАЙХА
Оргонная энергия – энергетика, общая для всего человечества, существующая во вселеной, и присущая каждому человеку.
Более четкое и широкое осознание человеком телесных ощущений и стоящих за ними психологических причин дает терапевтический эффект, снимающий многие невротические состояния.
Для лечения многих невротических заболеваний, необходимо снять с человека «мышечный панцирь» неадекватного напряжения и тем самым освободить связанную с ним энергию.
Райх видел в мышечном панцире психологическую причину, которую надо было найти внутри пациента, одновременно помогая устранить этот панцирь внешними физическими воздействиями – специально подобранными упражнениями и массажем.
Выделяются следующие основные области возникновения мышечного панциря:
-область глаз;
-область рта;
-область шеи;
-область груди и диафрагмы;
-область живота и таза.
В соответствии с концепцией телесной психотерапии В. Райха оргонная энергия перемещается по телу параллельно позвоночнику сверху вниз и вверх, а кольца мышечного панциря образуются перпендикулярно этому движению.
Райх предлагал следующие основные способы расслабления колец мышечного панциря:
1.Глубокое дыхание – способствует аккумулированию в теле оргонной энергии;
2.Рассалбление хронических «зажимов» (колец мышечного панциря) – при помощи физического воздействия в виде массажа;
3.Совместный с пациентом анализ – осознавание основных идей телесной терапии применительно к конкретному случаю данного пациента.