Сегодня  Суббота, 18.05.2024, 11:18
Гость | "Гость"      
Главная Мой профиль  Регистрация Выход                                                                                                     
                                                                                                                                                                СПЕЦИАЛИСТУ     ССЫЛКИ     КОНФЕРЕНЦИЯ

SCHOOL

ПРОГРАММА ПРОЕКТА. СТУПЕНИ 1-3

 

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

9.03.14 – Основные положения общей психологии (общая психология-определение; психология ощущений-определение, классификация; психология восприятия-определение, феноменология, психофизиология; психология памяти и внимания-определение, свойства, феноменология; психология мышления-определение, феноменология, формы и виды мышления, методы исследования мышления; психология эмоций-определение, феноменология, основные базовые эмоции). Психическия состояния личности-опредение, феноменология.

 

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

Общая психология – общий раздел психологии как научной дисциплины, изучающей происхождение, функционирование и структуру субъективного образа действительности в ходе осуществления предметной деятельности индивида – человека или животного. Как любая научная дисциплина психология имеет свои объект и субъект. Объект психологии – то реальное, целостное, с чем работает наука. Объект беспределен, многоаспектен, бесконечен во времени и пространстве, в данном контексте объектом психологии выступает человек. Субъект психологии – проекция, сторона, аспект объекта, на который направлено научное познание. В данном конспекте субъектом психологии являются психические процессы, состояния и свойства (ощущение, восприятие, мышление, память, речь, воображение и т.д.).

В своем развитии психология проходила следующие этапы: первый период – длился с V-IV вв.до.н.э. по начало XVIII в., мифологический, где душа рассматривалась как накая неоспоримая данность, понятие души явлалось неопределенным, нераскрытым, недоказуемым; второй период – XVIII-конец XIX вв., когда сознание стало представляться как внутреннего, ментального, переживаемого человеком мира. Этот период требует обратить на себя отдельное внимание в свзи с тем, что в 1879 году в Лейпциге была открыта первая в мире лаборатория фихиологической психологии, ставшая научной школой для многих ученых. Основателем лаборатории был выдающийся ученый того времени Вильгельм Вундт. Третий период начинается со становления бихевиоризма и поведенческой психологии, оновоположником которой был Б. Ф. Скиннер (см. раздел «Ссылки» на сайте). Основные положения выражались формулой «стимул-реакция», то есть оформилась причинно-следственная связь психологических феноменов. В нашей стране этот вопрос подробно разрабатывали такие видные ученые как И. П. Павлов (знакомый всем медицинским работниками и психологам по его учении о физиологии и функциональных системах), И. М. Сеченов (знаменитое учение о рефлексах) и В. М. Бехтерев. Последующий период, который продолжается по настоящее время – четвертый – начинается по времени с 1930-х годов, основным представителем  всех теоритических положений и определений нашей страны в этот период является С. Л. Рубинштейн.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И РАЗДЕЛЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Основными задачами психологии как нучной дисциплины являются накопление эмпирических материалов (обнаружение и сбор фактов, основного реального объективного и неспоримого материала любой науки, эмпирический базис любого знания, следует отметить, что фактологический багаж современной научной психологии никак не соответствует тому многообразию и реальному богатству человеческой психики), установление закономерностей (основная задача при изучении массива открытых и познанных фактов, переход от простого описания к объяснению «добытой» феноменологии, выявлению причинно-следственных отношений), выявление механизмов реализации установленных законов (это уже законченная научная концепция, теория, дающая систематическое и доказательное толкование широкому кругу связных явлений изучаемого мира) и последней задачей психологии является практическая реализация добытых знаний и результатов в реальную жизнь.

Структура современной научной психологии включает следующие разделы:

 -   общая психология (исследует психику в максимально обобщенном и отвлеченном виде, это самый абстрактый и генерализованный раздел научного психилогического знания);

-социальная психология (рассматривает явления психики масс и отношения, взаимоействия людей и социальных групп), имеет такие подразделы как психология личности, психология психических свойств и состояний, психология эмоций и т.д.;

-ворастная психология (исследует онтогенез психики, т.е. изменение и развитие психики от момента рождения человека до его смерти);

-педагогическая психология (занимается изучением психики в условиях образовательного процесса;

-психология труда (изучает психику в условиях многообразной трудовой деятельности), историческое название раздела – психотехника, включает такие подразделы как инженерная психология, эргономика, психология управления, военная психиология, судебная психология и т.п.;

-психолингвистика (занимается изучением речи как формы психической деятельности), включает два проработанных подраздела – психосемотика (психиология знака) и психосемантика (психология смысла);

-психометрия (математическая психология, рассматривает вопросы математического моделирования психики, проблемы измерения в психологии);

-психофизиология (направленно изучает основополагающее соотношение, взаимодействие и единство биологического и психического, включает подраздел психогенетика);

-медицинская психилогия (она же клиническая психология, исследует психику человека в условиях заболевания, структра раздела будет рассмотрена дальше);

-специальная психология (изучает феноменологию и восстановление психики в условиях определенных отклонений и нарушений);

-история психологии (занимается вопросами хронологического развития психиологии);

-сравнительная психология (она же зоопсихология, занимается изучением психики и поведения животных).

ПСИХОЛОГИЯ ОЩУЩЕНИЯ

 

Феномены ощущений, пространство человеческой чувствительности (сенсорики) являются чрезвачайно разнообразными. Им посвящен классический раздел психологии- психофизика, в этой научной области традиционно используется эксперимнт (см. Экспериментальная психология). В психическом образе, являющемся результатом ощущения, отражается условно единичное, элементарное объективное явление – звук, свет, цвет, боль.

Ощущение – это отражение отдельных, простых, элементарных признаков (качеств) предметов или явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент времени на органы чувств. Чувствительность – спсобность иметь элементарные образы ощущения. Чувствовать – субъективно переживать отражаемый мир.

Теоритических подходов к механизмам ощущения существет множество, однако мы рекомендуем обратить внимание на классическую рецепторную теорию (подробное описание строения рецепторов можно узнать из курса психофизиология), мы же обратим внимание на 2 существенных момента: первый – один и тот же орган чувствительности одинаково отвечает одним и тем же ощущением на различные физические раздражители, и второй – одно и то же физическое воздействие вызывает качественно различную реакцию ощущения в различных органах чувтсв.

Классификация чувствительности. Основной и самой исходной градацией ощущений является деление по физической модальности раздражителя. Выделяют следующие виды ощущений: зрение (ощущается длина волны), слух (различают три основные физические характеристика звука – высоту, темб и интенсивность), осязание (тактильные, температурные и болевые ощущения), вкус (ощущается кислое-сладкое и горькое-соленое) и обоняние.

Так же используется классификация ощущений по их участию в построении субъективного образа мира: экстероцепция (свойства внешних раздражителей), интероцепция (свойства внутренних раздражителей) и проприоцепция (чувствительность сигналов от собственного двигательного аппарата).

Существует три классических метода измерения чувствительности – метод установки, метод границ и метод постоянных раздражителей.

Более подробную информацию по физиологии ощущений, методам измерения и динамики ощущений Вы можете получить из дополнительного курса «Психофизиология».

ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ

 

Восприятие – это отражение в психике человека предметов и явлений в целом (в связном комплексе свойств) при их непосредственном воздействии на органы чувствительности.

Восприятие обладает набором определенных свойств: предметность – отразить предмет означает увидеть (услышать) нечто целостное, функциально завершенное, данное свойство есть следствие системной работы сенсорики, мышления, воображения, памяти и эмоций; обощенность – т.н. категориальность, т.е. воспринятый предмет называется словом и классифицируется; и константность – постоянство в восприятии формы, цвета, величины предмета.

ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ

 

Память – это опыт жизни индивида, который системно организован и сохранен, это запечатление, сохранение и последующее воспризведение человеком его опыта.

Основные функции памяти следующие: приведение к единству внутреннего опыта субъекта, осуществление прошлого с будущим, организация информации для ее сохранения и последующего воспроизведения, организация и сохранение прошлого опыта для его повторного использования, а также важнейший фактор обучения и личностного роста человека.

Физиологический механизм памяти рассматривается в рамках учения Павлова об образовании и выработке условных рефлексов. Установление временных нервных связей между нервными центрами – акт запоминания на физиологическом уровне.

Физический механизм памяти основан на предположении о том, что при прохождении нервного импульса через определенную группу нейронов оставляет после себя физический след. При этом в местах соприкосновения нервных клеток – синапсах – происходят механические и электрические изменения, выражая материлиазацию следа.

Заслуживает внимания также биохимическая теория памяти (однако мы останавливаться подробно на ее рассмотрении не будем в свзя с последними открытиями в области нейрогенетики).

Феноменология памяти: виды, формы и процессы. Включает три группы явлений.

  1. Виды памяти, различающиеся:

А) по критерию доминирующей психической активности:

-образная память (предполагает оперирование информацией, представленной в виде образов, см. также эйдетизм2);

-эмоциональная память (память чувств, которая определяет воспроизведение чувтсвенного состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данное эмоциальное состояние возникло в первые);

-двигательная (связана с запоминанием и воспроизведением движений, положения и позы тела);

-символическая память(специфически человеческая память, основным содержанием которой являются наши мысли, воплощенные с помощью языка);

Б) по критерию наличия – отсутсвия целей деятельности:

-произвольная (характеризуется наличием цели запоминания, происходит волевая регуляция процессов памяти);

-непроизвольная (характеризуется отсутствием цели специально что-то запомнить, включается в структуру целенаправленной деятельности как способо достижения познавательных и прктических целей).

  1. Формы памяти, выделяемые по критерию длительности хранения опыта:

-мгновенная, или сенсорная память (представляет собой первый этап обработки информации и основана на инерционности рецептора, информация представлена практически в своем исходном виде, время сохранения составляет 100-1000 мс., отличительной особенностью данной формы памяти является то, что если она не переводится на более высокий уровень памяти-она удаляется и исчезает бесследно вследствие непрерывного потока информации в рецепторе);

-кратковременная (в нее переходит часть информации их мгновенной памяти, объям данной памяти составялет 72 единицы, это хранилище, общее для всех входов, время хранения информации от 30 с. до нескольких часов, доминирующим кодов кратковременной памяти является слуховой, основная функция данного вида памяти – первичная ориентация в окружающей среде);

-долговременная память (в ней происходит отражение процессов длительного порядка, фиксация опыта, основным содержанием памяти тут является информация, необходимая для выживания и развития, срок хранения ее практически неограничен).

  1. Процессы памяти:

-запоминание (обеспечивает удержание материала в памяти, начинается с выделения комплекса четких признаков, часть которых носит сенсорный, а часть – комплексный характер, включает операции селекции, повторения и кодирования, выделяют непроизвольное и произвольное запоминание);

-сохранение (способность удерживать в памяти информацию в течение более или менее длительного времени, включает процессы классификации, обощения, укрупнения);

-воспроизведение (процесс восстановления, реконструкции и актуализации содержания памяти, выделяют этап узнавания, собственно воспроизведения и вспоминание и припоминание);

-забывание (приводит к утрате четкости и уменшению объема закрепленного в памяти материала).

Обращаем Ваше внимание на следующие средства улучшения памяти: группировка (разделение материала по каким-либо признакам), опорные пункуты (выделение какого-либо краткого пункта, служащего опопрой), классификация (распределение предметов и явления по классам или группам на основе каких-либо признаков), структурирование (установление взаимного расположение частей), систематизация, схематизация и повторение, а также специальные мнемотехнические приемы.

Внимание – сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каом-либо реальном или идеальном объекте – предмете, событии, образе, рассуждении. Избирательный, направленный характер психической деятельности человека составляет сущьность внимания.

Выделяют следующие виды внимания – произвольное (направляется и поддерживается сознательно поставленной целью, существует волевое, выжидательное и спонтанное произвольное внимание) и непроизвольное внимание (наиболее простой вид внимания, возникает и поддерживается независимо от человека, выделятся вынужденное, невольное и привычное непроизвольное внимание).

Внимание обладает следующим рядом свойств:

-устойчивость (способность определенное время сосредотачиваться на одном и том же объекте);

-концентрация (степень или интесивность сосредоточенности внимания);

-распределение (способность выполнять несколько видов деятельности);

-переключаемость (отвлечение и переключение внимания);

-объем (количество объектов, которые можно охватить с достаточной ясностью.

ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ

 

Мышление – это высшая форма и процесс познания объективной реальности, заключающийся в целенаправленном, опосредованном и обощенном отражении наиболее существенных связей и отношений предметов и явлений.

Процесс мышления возникает и реализуется только при условии постановки и решения практической или теоретической проблемы и наличии мотивации. 

Основные операции мышления – сравнение, анализ, синтез, абстакция и обощение.

Сравнение – первичная форма познания, выявление тождества одних и различия других вещей. Сравнение приводит к классификации.

Анализ – мысленное расчленение предмета, явления, ситуации с целью выявления составляющих его элементов, частей и сторон.

Синтез – восстанавливает расчленяемое целое, вкрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных предметов.

Абстракция – выделение какого-нибудь одного существенного свойства явления или предмета при отвлечении от сотальных.

Обощение – выявление общности некоторых свойств явлений или предметов.

Существуют следующие формы мышления: понятие – отображает единичное и особенное, отражает признак объета понятия; суждение – отражает связи между предметами и явлениями, могут быть истинными или ложными; и умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений, называемых посылками, делается определенный вывод. 

Мышление совершается в обобщениях. Оно отражает бытие в его различных связях и отношениях. Акт мышления возникает только тогда, когда у субъекта существует соответствубщий мотив, делающий задачу актуальной, а ее решение необходимым.

Классификация видов мышления:

1.По характеру элементов:

-наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое;

-вербальное и визуальное;

-конкретное и абстрактное;

2.По специфике процесса:

-интуитивное и дискурсивное;

-конвергентное и дивергентное;

-непосредственное и рефлексивное;

3.По содержанию процесса:

-эмпирическое и теоретическое;

-формальное и содержательное;

-рациональное и иррациональное;

-логическое и пралогическое;

-реалистическое и аутистическое;

4.По характеру результатов:

-вербальное и визуальное;

-конкретное и абстрактное;

-продуктивное и репродуктивное.

В настоящее время для исследования мышления приментся экспериментальный метод решения задачи и анатомо-физиологическое исследование в нейропсихологии.

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

 

Психическое состояние – целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.

Психическое состояние – отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома (совокупности) в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени.

Психические состояния – это целостные реакции личности на внешние и внутренние воздействия, возникающие при выполнении значимой для человека деятельности, направленные на достижение полезного результата.

Основные психические состояния следующие:

1.Сон.

2.Врабатывание – период перехода человека из состояния покоя в состояние рабочей деятельности.

3.Монотония – переживается как чувство скуки, «однообразие», сопровождается падением интереса к выполняемой деятельности.

4.Утомление – возникает при длительной и интенсивной работе, в резулттате которой человеку становится сначала трудно, а потом невозможно поддерживать необходимые интенсивность и качество.

5.Стресс (более подробно информацию о стрессе смотрите в разделе «Психология» на нашем сайте).

6.Страсть.

7.Фрустрация (более подробно информацию о фрустрации смотрите в разделе «Психология» на нашем сайте).

8.Аффект – кратковременное, бурно протекающее, чрезвычайно интенсивное эмоциональное состояние.

9.Настроение – относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, окрашывающее в течение длительного времени психические процессы, поведение и деятельность человека в целом. Проявляется в иде общего эмоционального фона.

ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ

 

Сегодня мы рассмотрим общую феноменологию и характеристики базовых эмоций.

Эмоции – отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.

Эмоции выполняют функцию регулирования активности субъекта путем отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Общая физиология эмоций. Экспериментально доказано (И. П. Павлов), что в процессе протекания и выражения эмоций основную регулирующую роль выполняет кора больших полушарий, которая оказывает тормозящее влияние на подкорковые структуры и управляет ими. Возникновение и проявление чувств связано со сложной комплексной работой коры, подкорковых структур и вегетативной нервной системы. Переживание чувств сопровождается изменением ритма дыхания и сердечной деятельности, изменяется кровоснабжение отдельных частей организма, нарушается функционирование секреторных желез. Физиологические процессы, характерные для переживания чувств, связаны как со сложным безусловным, так и с условным рефлексами.

Формы переживания эмоций.

1.Аффект – интесивная, кратко временная и бурно протекающая эмоциональная вспышка. Эта реакция полностью охватывает человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными.

2.Собственно эмоция.

3.Чувство – более длительное, чем эмоция, психическое состояние, имеющее четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам.

Основные базовые эмоции.

Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникающие обстоятельства.

Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, протекающее в форме аффекта, вызываемое внезапным возникновением серъезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности для субъекта.

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими или эстетическими принципами и установками субъекта.

Страх – отрицательное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

Стыд – отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям.

 

Психология 100 Психология 100
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ
Яндекс.Метрика