Сегодня  Суббота, 18.05.2024, 08:08
Гость | "Гость"      
Главная Мой профиль  Регистрация Выход                                                                                                     
                                                                                                                                                                СПЕЦИАЛИСТУ     ССЫЛКИ     КОНФЕРЕНЦИЯ

SCHOOL

ПРОГРАММА ПРОЕКТА. СТУПЕНИ 4-5

 

ЧЕТВЕРТАЯ СТУПЕНЬ

ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОТЕРАПИЯ

 

15.07.14 –  Теория невроза в гештальт-терапии. Практика – техники осознавания.

 

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕВРОЗА

Гештальт-терапия рассматривает индивидуума как функцию поля, объединяющего организм и окружающую среду. Человек хорошо чувствует контактную границу между собой и обществом.

Гештальт-терапия делает акцент на взаимодействии индивидуума и среды в постоянно изменяющемся поле. Постоянное изменение поля требует от индивидуума гибких творческих форм взаимодействия и приспособления. В контакте со средой здоровый организм способен идентифицировать то, что является полезным и ассимилируемым, и отвергать то, что является опасным или чуждым для ассимиляции. Гибкость – наиболее важная характеристика здорового функционирования. Поэтому невроз возникает тогда, когда индивидуум оказывается неспособным изменить свои прежние формы взаимодействия со средой, в то время как это становится необходимым.

Для того чтобы быть функциональным, процесс контакта должен иметь творческую и динамичную природу. Очень важно, чтобы он никогда не становился рутинным или стереотипным.

Креативность и прспособление связаны полярностями, они взаимно необходимы. Один из аспектов этой «связки» полярностей, который делает приспособление активным и творческим – это способность организма атаковать и де-конструировать окружение, для того чтобы быть в состоянии выбрать что полезно, а что нет. Другой аспект состоит в том, что личности важно заранее приобретать привычки, связанные с контактом с другими людьми. Невротик рассматривается как человек, который формирует симптом, встречаясь с экзистенциальной ситуацией дискомфорта. Этот симптом консервирует ситуацию в ее прежнем виде. Если человек перегружает себя общественными потребностями во вред личным (по Перлзу), то именно такого человека мы называем невротиком.

Момент принятия решения очень важен, тут индивидуум должен отдать предпочтение более важной потребности. Но если индивидуум не способен выделить свою потребность, и решение принимается на основе потребностей общества, то он остается неудовлетворенным. Потребность регулярно возвращается в фон, временно или регулярно исключается из существования. Он не может полноценно находиться в контакте и не может полноценно уйти. Это и есть момент потери эго-функции, лежащий в основе невротического механизма. Таким образом, при неврозе граница между индивидуумом и обществом оказывается существенно сдвинутой в сторону индивидуума. Невроз рассматривается как обходной путь удовлетворения потребности, в основе которого лежать рассмотренные ранее механизмы прерывания контакта.

 

ТРЕВОГА

Хроническая тревога или тревожность всегда считалась неотъемлемой частью невроза. В работах Фрейда механизмом возникновения тревоги считалась конверсия вытесненного либидо.

В отличие от страха тревога лишена объекта. Но «тревога потому лишена объекта, что она поражает основание психологической структуры личности, на котором строится восприятие своего Я, отличного от мира оюъектов» (Р. Мэй, 2001). Усиление тревоги сужает поле самосознания тем больше, чем интенсивнее тревога.

Иногда тревогу называют диффузной недифференцированной реакцией на опасность. Это свойственно ранним стадиям развития организма, и тревога может рассматриваться как состояние регрессии.

Применительно к циклу контакта, тревога возникает в момент, когда накопленная организмом энергия блокируется, не находя выхода. По Дж. Латнеру (1992) тревога наиболее характерна для фазы контактирования.

Тревога проявляет ся именно там, где избегается контакт.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ1

Упражнение 1. «Полярности».

Придумайте несколько пар противоположностей, в которых каждый член не может существовать без реального или подразумеваемого существования другого.

Упражнение 2. «Концентрация слуха».

1. Обратите внимание на чей-нибудь голос. Как он звучит? Монотонно? Изменчиво? На высоких тонах? Резко? Скрипуче? Мелодично? Слишком тихо? Какова артикуляция, легко ли понять произносимое? Не слишком ли громко? Течет ли речь свободно или в ней есть паузы, колебания, остановки? Форсированно? Легко?

2. Теперь задайте себе два вопроса: во-первых, какова ваша эмоциональная реакция на определенные качества этого голоса; раздражает ли вас то, что он слишком тихий, или приводит в замешательство, что он слишком громкий, и т.п.

3. Второй вопрос: каково, по вашему мнению, эмоциональное состояние говорящего, что стоит за каждым из замеченных качеств голоса? Ноющий? Угодливый? Сексуальный? Сердитый? Соответствует ли тон тому, что говорится? Не пытается ли говорящий вызвать в вас именно ту реакцию, которую вызывает его голос?

4. Можете ли вы таким же образом послушать свой собственный голос? Это довольно трудно; известно, что, впервые услышав свой голос в записи, человек часто не узнает его; но если вы заранее знаете, что встретитесь с трудностями, это может увеличить успех попытки.

Упражнение 3. «Сейчас я осознаю…».

«Сейчас я осознаю, что лежу на кушетке. Сейчас я осознаю, что собираюсь осуществлять эксперимент на осознавание. Сейчас я осознаю, что колеблюсь, спрашиваю себя, с чего начать. Сейчас я осознаю-замечаю, что за стеной звучит радио. Это напоминает мне… Нет, сейчас я осознаю, что начинаю слушать, что передают… Я осознаю, что возвращаюсь от блуждания. Теперь я опять ускользнул. Я вспоминаю совет держаться поверхности. Сейчас я осознаю, что лежу со скрещенными ногами. Я осознаю, что болит спина. Я осознаю, что мне хочется переменить положение. Теперь я осуществляю это…» и т. д.

НАУЧНАЯ РАБОТА УЧАСТНИКОВ2

 

Название работы: «Внешние проявления тела (пантомимика) и эмоций человека при действующих механизмах прерывания контакта».

Тип работы: мини-реферат.

Цель работы: публикация на общедоступном Интернет-сайте.

Автор работы: Колюшко Иван Сергеевич.

 

Слияние. Внешне этот механизм проявляется в виде удерживания дыхания, человек не может свободно дышать, плакать – они становятся неразрывными. Зачастую люди, которые имеют патологический механизм слияния, думают, что окружающие имеют такую же точку зрению, что и они. Часто сопровождается чувсвтом вины.

Ретрофлексированным людям не удается выразить свои собственыые чувства, это вызывает страх, вину и замешательство. Частым проявлением является неловкость в движениях.

При интроекции человек не способен выражать сомнения, задавать вопросы. Не происходит принятия, создания чего-то нового. В социальном аспекте это проявляется в виде принятия норм общеатва в навязанном виде. Характерно сочетание эмоций и поведения: нетерпение и жадность, отвращение и борьба с ним.

 

 

 

 

1 – приводятся по книги «Техники гештальта и когнитивной терапии», Малкина-Пых И. С.

2 – в данном материале приводится часть работы, включающая основную смысловую нагрузку; ввиду экономии места полный текст можно скачать в приложении Четвертой ступени (по доступности). Выдержка сделана самим автором, полный текст доступен в приложении. Публикация с разрешения автора. 

Психология 100 Психология 100
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ
Яндекс.Метрика