Сегодня  Суббота, 18.05.2024, 09:30
Гость | "Гость"      
Главная Мой профиль  Регистрация Выход                                                                                                     
                                                                                                                                                                СПЕЦИАЛИСТУ     ССЫЛКИ     КОНФЕРЕНЦИЯ

SCHOOL

ПРОГРАММА ПРОЕКТА. СТУПЕНИ 4-5

 

 

ЧЕТВЕРТАЯ СТУПЕНЬ

ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОТЕРАПИЯ

 

19.07.14 – Точки приложения терапии в цикле контакта. Теория мотивации в гештальт-психологии. Индивидуальные техники коррекции мотивации.

 

ТОЧКИ ПРИЛОЖЕНИЯ ТЕРАПИИ В ЦИКЛЕ КОНТАКТА

Работа терапевта со слиянием. Суть такого механизма, как конфлуэнция, состоит в том, что человек не выстраивает собственную «фигуру» потребности и не признает различия между людьми. Контакт в этом случае не достаточен для того, чтобы осознать, что человеку хочется и когда именно хочется. Суть работы терапевта состоит в побуждении пациента осознать, что у него существуют только ему принадлежащие потребности и чувства. Технически процесс состоит из двух этапов: первый заключается в том, что терапевту необходимо сориентироваться в том, какой механизм прерывания контакта действует у пациента в актуальной ситуации, второй – проводится работа по прояснению собственной фигуры потребности клиента.

Работа с проекцией. Любая проекция – это отвергаемая часть личности, и для того, чтобы личность ощутила себя целостной, необходимо присвоение прекции. Существует два основных способа присвоения прекции:

первый – узнать, что другой человек чувствует по отношеню к пациенту, и осознать, что это собственное чувство последнего;

второй – примерить чувства другого человека на себя и понять, что это собственное чувство.

Работа с ретрофлексированными пациентами. Ретрофлексия – это выраженное «нет» самому себе и своим желаниям. Технически работа с ретрофлексией состоит из двух основных этапов: на первом необходимо обратить внимание (и внимание пациента в том числе) на внешние признаки ретрофлексии – напряженная поза, сжатые кулаки и т.п., на втором – необходимо поощрять выражение своих осознанных чувтсв пациентом вовне.

Работа с дефлексией. Дефлексия – это избегание направления энергии на объект, уклонение от контакта. Дефлексивный пациент не смотрит на терапевта, непрерывно шутит, меняет тему разговора. Суть работы с таким пациентом состоит в том, чтобы направить энергию на объект контакта. Самое действенное техническое упражнение для работы с таким механизмом – «пустой стул».

Работа с интроектами. Пациент с интроекцией обычно не задумывается над тем, что в его поведении принадлежит ему, а что другим людям. Работа с интроекцией состоит в том, чтобы научить пациента не «проглатывать», а «пережевывать» то, с чем он встречается. Терапевт может предложить клиенту попробовать на вкус собственные (клиента) высказывания, выделить убеждения, на которых построено поведение пациента в реальной жизни, и осознать, насколько они приемлемы для него. Внешне поведение пациента с интроекцией выглядит как «правильное» поведение.

 

ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ

Теория немецкого психолога К. Левина (1890–1947) сложилась под влиянием успехов точных наук – физики, математики. Начало века ознаменовалось открытиями в физике поля, атомной физике, биологии. Заинтересовавшись в университете психологией, Левин пытался и в эту науку внести точность и строгость эксперимента, сделав ее объективной и экспериментальной.

Основные понятия:

Потребность – динамическое состояние (активность), которое возникает у человека при осуществлении какого-нибудь намерения, действия.

Действенные потребности – это те, из которых исходит намерение, т.е. потребности, которые приводят человека к принятию решения в проблемной ситуации.

Истинная потребность – устойчивая потребность. Например, потребность к труду (в терминологии К. Левина профессиональная потребность, потребность к самоутверждению).

Квазипотребность – социально обусловленная потребность, возникшая в данный момент. По своему строению и механизмам квазипотребность не отличается от истинных потребностей.

Квазипотребность стремится к удовлетворению, которое состоит в разрядке ее динамического напряжения. Следовательно, квазипотребность, по Левину, это некая напряженная система (намерение), которая возникает в определенной ситуации, обеспечивает деятельность человека и стремится к разрядке (удовлетворению).

Намерение, представляющее собой некую напряженную динамическую систему, является механизмом любой формы деятельности.

Возможность формирования квазипотребностей, «потребностей данного момента», является свойством, которое характеризует человеческую деятельность. У животных не может внезапно сформироваться потребность – у них она заложена генетически, а у человека – нет. Величие человека, его специфическая характеристика и состоит в том, что он может сделать то, что для него биологически безразлично. При этом К. Левин подчеркивал особенную важность того, что содержание квазипотребности может быть различным. Именно эта характеристика является важной. Внезапное формирование квазипотребности, любой по содержанию, – это специфически человеческое свойство.

Точно так же, как потребность у животного зафиксирована, так же у него жестко определены и способы ее удовлетворения. Например, хищное животное скорее погибнет, чем станет есть сено, и наоборот, лошадь не будет (во всяком случае, в обычных условиях существования) кормиться при голоде мясом.

Способ удовлетворения квазипотребности у человека носит гибкий характер. Курт Левин неоднократно указывал на то, что хотя удовлетворение потребности представляет собой процесс разрядки, однако сам процесс этой разрядки совершается разными путями и зависит от многих условий.

Влияние квазипотребности сказывается на мнестической деятельности. Воспроизведение незавершенных действий значительно больше, чем воспроизведение завершенных при слабой мотивации испытуемого.

Мнестическая деятельность определяется не закрепившимися в прошлом опыте ассоциациями, не количеством повторений, а наличием квазипотребности, намерения. Лучшее запоминание незавершенных действий свидетельствует о том, что намерение (квазипотребность), возникшее «в данной ситуации и в данный момент» направлено на будущее, и наличие именно напряженной системы, направленной на выполнение действия в будущем, приводило к установлению цели и обусловливало реальную деятельность данного момента – воспроизведения.

При мотивировании испытуемого намерение выполнить незавершенное действие переставало существовать, возникала новая напряженная система, возникала необходимость выполнения нового намерения, и незавершённые действия воспроизводились так же, как и завершенные.

Феномен возвращения к прерванному действию и лучшего воспроизведения незавершенных действий послужил Левину доказательством того, что для природы наших психических процессов существенным является их динамика, возникающая в данной ситуации.

Напряжение, возникающее при возникновении потребности, является определяющим фактором психической деятельности человека. Пока напряжение «держится», человек легко воспроизводит незавершённые действия, связанные с данной потребностью. Когда же напряжение спадает, человеку сложнее вспомнить те незавершённые действия. (Эффект Зейгарник)

Понятие психологического поля

Основные понятия:

Валентность – своего рода энергетический заряд, вызывающий у человека специфическое напряжение, требующее разрядки, «притягательность» или «отталкиваемости» предмета в феноменологическом поле субъекта

Волевое поведение – поведение, вызванное внутренними потребностями и мотивами.

К. Левин считал, что взаимодействие валентных объектов и потребностей должно быть таково, что валентность вещи должна соответствовать смыслу потребности.

Если человек подчиняется в основном смыслу потребности – это действие намеренное.

Полевое поведение – поведение, вызванное влиянием внешних объектов, ситуативно обусловленное поведение Если же человек подчиняется валентности вещей, за которой не стоит потребность, т.е. если происходит как бы «отщепление» валентности вещи от потребности, то такое поведение не намеренное, не волевое, оно «полевое».

К. Левин говорит, что окружающий мир или «поле», в котором существуют предметы с положительной или отрицательной валентностью, тесно связан с квазипотребностями, с их формированием.

Валентность предметов, взаимодействуя с квазипотребностями, формирует человеческое поведение. Проблема воли, намеренного, волевого действия (для Левина не было понятия осознанного действия) сводится для Левина к проблеме преодоления сил, существующих в поле. Таким образом, волевое действие, по мнению Левина, это такое, которое совершается не под влиянием «поля». В возможности «стать над силами поля» К. Левин усматривал волевое поведение.

К. Левин задался вопросом, почему же взрослые, серьезные люди совершали подобные манипуляции: и отвечал, что в ситуации, в которой субъект не занят осмысленным действием (а для К. Левина это означало, что в данной ситуации у людей не формировалось дифференцированного намерения), поведение становилось «ситуативно обусловленным», «полевым». Это ситуативное, в терминологии Левина, «полевое» поведение носило в данном случае мимолетный характер: позвонив в колокольчик, человек занимался своим делом; некоторые вынимали газету и читали, другие просматривали лежащую книгу, третьи предавались ожиданию. Но для К. Левина было важно установить, что окружающее психологическое «поле», окружающая ситуация таят в себе возможность вызвать действие в направлении предмета с положительной валентностью или уйти от предмета с отрицательной валентностью. Это означает, что субъект с его внутренними заряженными системами и окружающая ситуация («психологическое окружение») составляют единый континуум.

В своих лекциях Левин часто говорил о том, что нет потребности без предмета, способного ее удовлетворить (в его терминологии, физикальные предметы приобретают валентность благодаря существованию или возможности существования потребности). Поэтому он и предложил говорить не отдельно о действующем субъекте и о психологическом окружении, а о включающем и то, и другое «жизненном пространстве» индивида.

Конкретное поведение человека является реализацией его возможностей в данном жизненном пространстве. Механизм реализации этих возможностей понимается как психологическая причинность. Именно потому, что поведение человека вытекает из жизненного пространства, в котором человек находится, возможна предсказуемость его поведения.

 

ТЕХНИКИ КОРРЕКЦИИ МОТИВАЦИИ

Мы рассмотрим одно технически самое простое упражнение и технику – технику самоработы с конфлуэнцией.

1. Отметьте некоторые свои привычки – как вы одеваетесь, как чистите зубы, как открываете или закрываете дверь, как печете пирог. Если привычки не кажутся вполне эффективными или если изменения кажутся столь же хорошими, а кроме того, привносят разнообразие, попробуйте изменить их. Что произойдет? Получите ли вы удовольствие, учась делать что-то по-новому? Или вы встретитесь с сильными сопротивлениями? Не опрокинет ли изменение одной какой-нибудь частности всю схему вашего заведенного порядка? Что происходит, когда вы наблюдаете, как кто-то выполняет работу, похожую на вашу? Не раздражают ли вас отличия, хотя бы небольшие, от того, как делаете это вы сами?

Упражнение 2

Проснувшись, прежде чем встать, подумайте о возможности чувствовать или действовать иначе, не так, как обычно. Не принимайте решений, которые должны быть непременно выполнены, просто живо визуализируйте возможные простые и легко выполнимые изменения в вашем обычном распорядке.

Упражнение 3

Рассмотрите как можно больше своих «черт» – речь, одежду, поведение в целом и пр. – и задайте себе вопрос, в подражание кому вы их обрели. Друзьям? Врагам? Если вы одобряете в себе эту черту, чувствуете ли вы благодарность к ее источнику?

Упражнение 4

Понаблюдайте за своими реакциями на кинофильм или спектакль. Отметьте, насколько, обычно не замечая этого, вы отождествляетесь с действующими лицами. С какими именно? Не с теми ли, с кем, как вам кажется, трудно было бы отождествить себя?

Психология 100 Психология 100
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ
Яндекс.Метрика